Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

УКРАИНА

Вилково - "Украинская Венеция"

Прекрасное путешествие, которое заняло всего один день. Вначале хочу заметить, что поехали мы в Вилково спонтанно. Да, мы хотели куда-нибудь поехать, но все никак не выбраться было. А тут, как раз, Андрюша ( мой муж) по электронной почте прислал мне открытку «А не махнуть ли нам …». Открытка мне очень понравилась, особенно музыкальное сопровождение – музыка из песни «Остров невезения». И в этот же день, 16 августа, выходя из своего офиса, он увидел стенд с рекламой поездки в Вилково. В этот же вечер мы и заказали путевки. Стоимость путевки 90 гривен на человека. Организатор путешествия Ольга очень подробно и красочно описала нам тур. Его название – «ВЕНОК ДУНАЯ».

И вот наконец-то 7-00 утра 18 августа – мы садимся в двухэтажный автобус «Неоплан». Он произвел на нас сильное впечатление (учитывая то, что мы ехали впервые автобусом такого класса). Белый «лайнер» с серебряной полосой, тонированные стекла, кондиционер в салоне, мягкие сидения, приятная музыка. Наши места были на втором этаже. Вид из окна, на уровне второго этажа, потрясающий.
Наша группа состояла из человек сорока. Публика совершенно разная, даже один негр умудрился прибиться. По всей видимости, он приехал в гости, ни слова не знал по-русски, но его попутчики все-время переводили и даже учили его всяким таким нехорошим словам. Еще одна компашка всю дорогу устанавливала рекорд по количеству выпитого спиртного на душу человека. А в остальной своей массе народ был приличный.

Дорога до Вилково занимает в среднем около трех часов, но мы их не почувствовали, т.к., я повторюсь, и автобус очень комфортный, и в окно смотреть интересно. В дороге мы вкусно покушали – кофе и бутерброды с колбаской и сыром.
Городу Вилково больше двухсот пятидесяти лет – год основания-1746- и его по праву называют «Украинской Венецией» т.к. он был построен на воде. Во времена Петра Первого сюда бежали люди, не желающие мириться с новым церковным учением. Их так и называли «староверами». Турецкие власти (в то время это были турецкие земли) охотно принимали беженцев, разрешали строить дома, освобождали от налогов. Так и появилось в этих землях селение староверов – липованов (первое поселение называлось Липованское). Староверы во все времена отличались суровостью морали, организованностью и трудолюбием их членов, а вместе с этим - дружелюбием и гостеприимностью. Бездельничество и пьянство у них великий грех.
Великая река Дунай протекает в этих местах. Здесь же она впадает в море, образуя дельту Дуная. Знакомство с городом мы начали с местного базара. Еще в Одессе Ольга нам посоветовала его посетить, т.к. здесь продается вкусная копченая рыбка. Мы купили с Андрюшей рыбину (а название, к сожалению, забыли оба).

По плану организаторов поездки - туркомплекса «Вилково»- первую часть путешествия мы посвятим Дунаю и острову Полуденный (на котором нас ожидала масса приятных вещей). Но все по порядку. Наша группа на причале села в две большие лодки и в сопровождении гида (местного жителя) отправилась по Дунаю к острову Полуденный. Дорога заняла час туда и полтора обратно, т.к. обратно плыли против течения. Дунай великолепен! Мы получили колоссальное удовольствие, созерцая мерное течение реки, наблюдая за дикой природой заповедника.
На островах, по обе стороны реки, можно было увидеть мирно гуляющих диких мустангов, коров. А какие чудесные птицы! Над деревьями пролетала стая розовых пеликанов. Оказывается, розовые пеликаны летают стаями, а белые поодиночке. В день они съедают до 30 кг рыбы! Серые и белые гордые цапли стояли на своих тоненьких ножках в воде и занимались добычей пищи. А как они грациозно взлетают! Гид рассказывал, что в Дунае водится 93 сорта рыбы. Здесь водятся сомы до 90 кг весом. Есть сомы «обжоры», они так много съедают, что их выталкивает на поверхность. Например: плывут в лодке рыбаки, видят, какое-то бревно лежит. Подплывают, а там сом объевшийся, они его к себе в лодку и перегружают. Конечно же, основной промысел местных жителей это рыбалка и охота, сезон которой, кстати, начался 17 августа.
У каждой семьи есть лодка т.к. их огороды находятся на островах. Земли можно брать - сколько сможешь обработать. И земли очень плодородные, т.к. удобрением служит ил, в достаточном количестве находящийся здесь. ( Какая вкусная вилковская клубника!).
Мы видели на островах кладочки, к которым причаливают лодки. Вилковчане шутят: «У нас веслами правят только женщины, мужчины правят моторками. Мужчины же должны еще и думать, как жить дальше». Глубина Дуная 10-15 метров, а в некоторых местах достигает до 90 м. Ширина – от 250 м до 1,5 км. Длина реки 2850 км.

Мы проплывали мимо пяти островов - Шабат, Акундиново, Очаковский, Песчаный, Полуденный. На островах до сих пор живут староверы, соблюдая свои традиции, обычаи. Условия для жизни у них прямо таки сказать спартанские - без электричества, водопровода, газа. И законы у них суровые. Если украл, второй раз предупреждать не будут, сетку на голову и в воду.
На пути нашей лодки попался водный орех, который достал из воды наш гид. Зеленый кустик, с растущими на нем орехами (такой орешек мы привезли домой). На вкус я его не пробовала, но говорят, что сладкий. И, наконец, мы прибыли на старообрядческий остров Полуденный. На берегу нас встречала сама хозяйка. Остров небольшой, но очень уютный. Везде цветы, зеленая трава, ароматный виноград. Хозяйка пригласила нас к столу, и мы зашли в беседку, где уже были сервированы посудой столы. Меню наше включало в себя рыбную уху, для приготовления которой используют минимум три вида рыбы. Воды наливают столько, чтобы она лишь прикрывала рыбу, выделяющую при варке свой сок. Уха получается очень ароматная, наваристая.
Рыбу подают отдельно большими кусками, и к ней причитается саламур (соус с чесноком и черным перцем). Это ОЧЕНЬ вкусно! К этой рыбе подают местное, кстати, очень вкусное и ароматное вино «Новак». Оно производиться из местного сорта винограда «Новак». По запаху напоминает виноград «Изабелла». Трапеза заканчивается фито - чаем, который заваривают в столетних самоварах. К чаю подают конфеты.
После такой обильной трапезы мы еле-еле вышли из-за стола.

После обеда купание в Дунае. Мы предварительно запаслись купальными принадлежностями, здесь же в раздевалках на берегу и переоделись. Возле берега глубина 2.5 метра и течение очень приличное. Гребешь, гребешь и кажется, что ты на месте. Мы искупались с удовольствием. Вода теплая, правда, цвет у нее желтовато-коричневый, не прозрачный. Видно это связано с тем, что много ила вблизи того места, где река впадает в море. Нужно сказать с погодой нам также повезло – светило солнце и было тепло. Накануне шел проливной дождь. Когда мы приехали, земля была еще мокрой. Отдохнув на острове, купив у хозяйки вино «Новак» (6 грн 1,5 литр), мы на лодках уплыли обратно в Вилково.

Дельта Дуная - уникальная экосистема. Здесь создан Дунайский биосферный заповедник, который является природоохранным, научно-исследовательским учреждением международного значения. Мимо несет свои воды красавец Дунай, заканчивая стремительный бег в объятиях Черного моря. А в самой дельте притаился уютный городок Вилково. Река впадает в море несколькими рукавами. Один из них - Килийский - делиться на три гирла, - которые образуют своеобразную вилку, на их стыке стоит наш городок, поэтому он и назван Вилково.
В свете сегодняшних событий (стихийное бедствие в Европе), благодаря этой вилке, Дунай здесь не поднимется выше критической отметки).

Далее по плану посещение старинных улиц Вилково. Экскурсовод Марина очень интересно рассказывала о своем городе, о его обычаях и традициях.
Большая часть поселений имеет вместо улиц живописные канальчики (ерики). Ходят по кладкам. Кладки по обеим сторонам ерика. А самым массовым видом транспорта является лодка. Лодки вилковчан, узкие и остроносые, заходят прямо в собственные дворы. Здесь бытует шутка: вилковчанина, который промочил горло «Новаком», можно легко узнать. Он шатается только вперед-назад и ни в коем случае не влево-вправо. В Вилково это невозможно, потому, что сразу упадешь в воду - такие узкие кладки вдоль домов. Мы шли по этим кладочкам и действительно это не очень удобно, все время нужно смотреть под ноги, чтобы не упасть. Местные жители, наверное, привыкли, но у нас ножки подкашивались. По ерикам плыли лодки, в которых везли с огородов корзины с яблоками, какая-то женщина чистила рыбу на берегу. Зрелище потрясающее своей необычностью. Нужно сказать, что местные жители пьют эту же воду. Набирают в ведра, дают ей отстояться, пьют и варят на ней еду.
Мы зашли в старообрядческую церковь, как раз шла служба. Здесь сохранены, написанные на дереве иконы, которым больше 300 лет (XI-XII в.). Церковь имеет форму корабля (корабль жизни), одну колокольню и два входа - для мужчин и для женщин. Мы были в женской половине. В мужскую женщина имеет право только войти, поставить свечку и сразу выходит. Молятся староверы с четками, каждая кость которых символизирует законы божьи. Кладбище в Вилково разделено на две части. С одной стороны православные христиане, с другой - староверы. У староверов крест ставят, в отличие от нас, в ногах, и ставят его на сороковой день после смерти. Мужчины староверы после 17 лет не сбриваю бороду, женщины носят капор. Марина нам продемонстрировала, как он одевается, и сказала, что он подходит всем, без исключения, женщинам. Я, правда, его не примеряла. Староверы и православные очень мирно уживаются. У них очень тяжелая жизнь и некогда ссорится. Браки между ними раньше были категорически запрещены, сейчас можно, только надо принять липованскую веру. Приезжих здесь называют «советскими». Марина рассказала, что в давние времена староверы (очень гостеприимный народ) подадут чашку воды, но после этого ее выбросят, а те, кто победнее, держали чашку отдельно от всей посуды, давали из нее пить только «неверным» и называли «поганая». Вот так вот!
После окончания прогулки по городу, нас подвезли к церковной хлебной лавке, где мы купили только что испеченный горячий хлебушек. Тесто для него замешивают, читая молитву. Хлеб очень вкусный. Мы в автобусе на обратном пути почти всю буханку съели. А какие вкусные булочки с маком! Также купили знаменитое вино «Венок Дуная». Сказали, что здесь оно продается по цене завода-изготовителя 12 грн за бутылку.

Вот так и закончилось наше путешествие.
В 22 часа наш «Неоплан» прибыл в славный город Одессу. И уставшие, но полные приятных впечатлений туристы разъехались по домам.
Нужно сказать, что организация тура была на высшем уровне. Везде с нами была сопровождающая группы, всюду нас уже ожидали экскурсоводы. Все очень доброжелательны и дружелюбны. Просто молодцы!

(август 2002 г.)

Рассказ ранее печатался на сайте "100 дорог"