Вьетнам. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

ВЬЕТНАМ

Сапа – родина народностей хмонгов и дзао

17.03.2013
Утром прибыли на станцию города Лаокай. Нас встретили и проводили к микроавтобусу, следующему в город Сапу.

Справочная информация
Сапа находится на северо-западе Вьетнама в провинции Лаокай. Город был открыт французами в XIX в., которые выбрали его местом своего досуга за прекрасный климат и уникальные пейзажи. Само поселение расположено на высоте 1500 м. Долины и деревни вокруг Сапы служат родным очагом для множества этнических групп. Наиболее многочисленные из них, хмонги и дзао. Хмонги более многочисленны. Практически неграмотные, они являются самой бедной этнической группой региона. Они отличаются вышитыми нарядами темно-синего цвета, дзао выделяются красными головными уборами.

Цель нашей поездки - все это увидеть своими глазами.
Поездка занимает около часа. Дорога бесконечно петляет и поднимается в горы, за стеклом пасмурно, туман, но со временем становится чуть светлее и можно рассмотреть силуэты выступающих гор.
В 7:30 утра уже прибыли к отелю с чудным названием Summit Hotel. Здесь нам выдали программу тура и талончики на питание. Поселение в отель с 12-ти дня, а пока нас пригласили на завтрак. Завтрак – шведский стол в ресторане отеля - большое разнообразие блюд, вкусно приготовлено. Ресторан достаточно большой, есть столики на улице. Мы конечно же выбрали места на улице. Погода «разгулялась» - вышло солнышко, и нашему взору открылся потрясающий вид на долину и окружающие ее горы. Вы когда-нибудь видели, как горы врезаются в облака, а из маленьких просветов вдруг выглядывают лучи солнца. Если нет, то вам обязательно нужно попасть в Сапу.
В 9 часов утра по плану экскурсия. В холле отеля сформировали группы по 6 человек. У каждой группы свой экскурсовод из местных хмонгов. Нашу девочку зовут Сэм. Одета она в национальную одежду. Кстати, у входа в отель я увидела целую компанию таких девушек. Девушки хмонгов обвязывают голени черным бархатом, надевают шорты, а поверх кафтаны из самотканого льна, расшитые вручную. На голове шляпка, похожая на небольшую головку сыра, только черного цвета. На ногах - единственное достижение цивилизации, копеечные шлепанцы из пластика. Они носят их круглый год, в жару и в мороз, и только когда уж слишком холодно или мокро, надевают резиновые сапоги. В ушах у женщин сережки-колечки, иногда по пять штук сразу. Хмонги носят необычные прически. Девушки берут локон с затылка и обматывают вокруг головы, закрепляя массивным гребнем на макушке. Младенцев они носят в самодельных слингах за спиной, просто привязывая ребенка к себе двумя шерстяными платками.
Наша интернациональная группа, состоящая из двух молодых филлипинских парней, пожилой пары из Португалии и нас с Украины :) под чутким руководством девушки из племени хмонгов, пешком отправляется изучать культуру и быт жителей близлежащей деревни Как Кат. До деревни 3 км. По ходу Сэм рассказывает, что у нее есть семья: муж, трое детей. Старшему ребенку 3 года, младшему 6 месяцев. Муж не работает, занимается детьми и домашним хозяйством. Также к нашей группе примыкает местный парнишка, он студент и учится в Ханое в институте туризма. Сопровождая группы в турпоходах, он таким образом проходит практику и совершенствует свой английский.
Идти не сложно, чтобы попасть в поселение, нужно всего лишь спуститься с горы. По ходу заглядываем в сувенирные магазинчики, лавочки. Отовсюду звучат ненавязчивые приглашения продавцов купить их товар. Вход в деревню платный - 2 доллара с носа. Билеты покупает Сэм еще на вершине горы. В деревеньке я насчитала несколько десятков домов. Большинство из них находятся в долине среди живописных рисовых террас. Вот так они выглядят вблизи.
Я все задавалась вопросом - ну зачем тратить время и искусственно делать грядки идеально горизонтальными. Ну разве не может рис расти на покатой горе? Ответ оказался очевидным: рису нужно много влаги, а терраса как раз и удерживает ее, не давая стечь дождевой воде в низину.
А это - самое удивительное место в деревне Кат Кат. Как будто кто-то гигантский взял и надкусил верхушку горы, словно шоколадный трюфель.
С трюфеля открывался прекрасный вид, который понравился не только нам.
Кроме риса, хмонги, которые живут в Кат Кате, выращивают много зелени. Вьетнамцы вообще травоядная нация, поглощающая в день миллионы тонн всяких зеленушек. Названия многих из них ничего вам не скажут. Мы давно привыкли к зелени и тоже не представляем вьетнамский суп Фо без огромной горки всяких листиков.
Днем в деревне остаются в основном дети. Все взрослые на работе: мужчины в полях, а женщины на рынках в Сапе, пытаются продать туристам безделушки. Грудничков таскают за собой в самодельных слингах на спине.
Малыши в деревне на попечении старших сестер и братьев. Насчет гигиены здесь никто не заморачивается. Голопопые орущие и сопливые младенцы - скорее правило, чем исключение.
В Кат Кате, как и в других деревнях в окрестностях Сапы, основной доход жителей составляют заработки от продажи одежды и кустарных украшений. Целыми днями женщины вышивают национальные рубашки, фартуки и сумки, а мужчины куют из меди и серебра браслеты. Все это может показаться довольно примитивным искусством. Но вы только подумайте, что в этой вещи нечто большее, чем просто кусок ткани и кривоватые стежки. В ней труд и душа человека, который вот так, сгорбившись, вышивал причудливый узор много часов подряд.
Мы зашли в деревянный дом хмонгов. Внутри все очень скромно, глиняный потолок, окна – дырки в стенах, три комнаты, в одной из которых (по-видимому кухня) горит костер на котором готовят еду. В другой комнате кто-то спит прямо на полу.
Немного отдохнув на скамеечках и выпив сок, направляемся дальше и по небольшому висящему мосту попадаем к водопаду. Само место очень красивое. Но все «заточено» под туриста: множество лотков с сувенирами, продают еду, которую здесь же и готовят. Зато фотографии получились отличные.
Обратный путь в Сапу не из легких. Можно воспользоваться мототакси - это когда ты сидишь на стареньком байке, вцепившись в раму, и мчишься вместе с водителем-хмонгом наверх по горному серпантину. Можно и пешком. Идти около часа на крутую горку. Мы выбрали пеший трек и, я надеюсь, стали от этого чуточку здоровее.
В общей сложности поход занял три часа и уже в 12 дня мы заселились в свой номер 504 на пятом этаже. Номер большой, угловой. Из одного окна открывался изумительный вид на горы, с другого – чуть проще :) - на крыши домов с бельем.
В 15 часов у нас ланч. В этот раз нам предложили 15 комплексов на выбор по 5 блюд в каждом. Я выбрала комплекс под № 12, основой которого было блюдо – креветки с ананасами. У Андрюши был комплекс № 5 с мясом и овощами. Дополнительно заказали арбузный и манговый фреши. Вкусняшка!
Вторую половину дня посвящаем прогулке по самому городу Сапе (см. Карту Сапы). По дороге к центру заходим в этнографический музей. Музей открыт для посетителей ежедневно с 07-30 до 11-30 и с 13-30 до 17-00. Вход в музей абсолютно свободный. Кроме нас и смотрителя музея в нем не было ни одного посетителя.
Музей Сапы довольно скромный, но и сам город невелик. Он расположен в симпатичном здании на своеобразных сваях. На экспозиции первого этажа можно увидеть всего несколько экспонатов представляющих собой элементы народного творчества народностей красных дзао и хмонгов. Помимо этого на первом этаже расположена сувенирная лавка, где я покупаю небольшой тканевый кошелек с надписью Sapa.
Основная часть коллекции музея занимает второй этаж здания. Здесь для посещения открыты четыре зала, в которых выставлена традиционная мужская и женская одежда национальных меньшинств этого региона и несколько видов инструментов, а также барабаны, которые используются при религиозных церемониях и различных обрядах. Интересно посмотреть и исторические фотографии, иллюстрирующие жизнь Сапы и её обитателей в разное время. На снимках также запечатлено традиционная сельскохозяйственная техника и орудия труда деревенских жителей, а также ткацкие станки. В общем – интересно и познавательно.
Дальше отправляемся в центр. Главная улица города Кау Мей. В самом центре – католический собор в готическом стиле, возле которого огромная площадка размером с футбольное поле.
Это место – Центральный рынок, на котором жители окрестных деревень продают свои изделия. Большая часть рынка ориентирована на туристов. Самый насыщенный и шумный день – суббота. Однако не только субботний день превращает центральный рынок в улей, но и вечер субботы тоже. Это связано с местной достопримечательностью, называемой Love market («рынок любви»). Порой кажется, что именно Love market представляет из себя наибольший интерес для туристов, чем сама Сапа.
Само понятие Love market существует здесь довольно давно. Дело в том, что хмонги всегда жили достаточно изолированно, общинами, поэтому во избежание кровосмешения, искать себе пару у хмонгов было принято на рынке любви. Сегодня эта традиция приобрела уже совсем другую форму. В былые времена на ярмарку Love market собиралась молодежь из разных, даже самых отдаленных деревень. Сегодня это больше похоже на коммерческий проект для дополнительного привлечения туристов, которые ищут «экзотику».
Интересно побродить по узким улицам города. Всего в нескольких минутах ходьбы в любом направлении открываются взору красивейшие пейзажи. В центре города нет недостатка в кафе, ресторанах и барах.
Неподалеку от центральной площади находится озеро, которое тоже носит название Сапа. Озеро находится в окружении домов, отелей, зелени деревьев, цветов, которые в целом создают неповторимый по своей красоте архитектурный ансамбль. Оно как будто только что сошло с глянцевой картинки модного журнала. При желании можно покататься на лодках в виде лебедей. Дорога вокруг озера составляет около 1 км. С южной стороны к нему примыкает небольшой цветочный парк.
Город Сапа нам очень понравился. Небольшой, уютный в окружении огромных вершин, он как будто бы застыл в тумане между небом и землей. Очень красиво город выглядит в вечернее время, когда включается иллюминация.
18.03.2013
Проснувшись утром, позавтракав, выселяемся из отеля. В 9 утра в холле встречаемся с Сэм. Сегодня нам предстоит десятикилометровая :) прогулка по окрестностям Сапы с посещением деревень Лао Чай и Та Ван (см. Карту окрестностей Сапы). Мы были несколько удивлены, когда увидели Сэм, собирающуюся сопровождать нас в этом походе с маленьким ребенком, который спал, привязанный к спине матери. Группа собралась в том же составе, что и вчера и мы выдвинулись в поход. По ходу к нам незаметно присоединились несколько женщин-хмонгов. Они все время пути до деревни шли рядом, и каждая считала своим долгом спросить, откуда мы, кто мы друг другу, сколько здесь будем, при этом наматывая на руки и разматывая какие-то веревочки. Что сие значит, я так и не поняла. Чуть позже каждая из этих женщин сплели из веточек забавные фигурки и подарили их нашим туристам. Мне досталась забавная лошадка :)
Как только мы вышли из города и оставили позади последнее здание строящегося отеля, с дороги открылись виды на каскадные рисовые террасы у подножий гор, которые скрываются от нас утренним туманом. Рис - это золото для местных жителей. Рисовые террасы – это остроумное инженерное решение, придуманное древними жителями Азии. Для роста риса необходима вода в больших количествах. Каждая терраса – это своего рода бассейн, который удерживает воду, выходящую из грунта и обильно выпадающую на местные склоны в виде осадков. Вода стекает на террасы и из лесов, укрывающих вершины горных хребтов, что гарантирует обилие воды и перспективу хорошего урожая. Террасы также питаются многочисленными горными ручьями.
Не удивительно, что сами террасы также влияют на климат окрестностей Сапы – обилие открытых «бассейнов » приводит к испарению влаги и формированию тумана, которым так славится этот регион. Поддержка террас в рабочем состоянии - тяжелый ежедневный труд. Урожай тут собирают один раз в год, осенью. С октября по апрель рисовые террасы выглядят не очень живописно – самые яркие краски расцветают в мае-июне.
Свернув с асфальта, попали на горные тропинки.
Идти было достаточно комфортно, так как дорога шла преимущественно вниз, хотя попадались места, где нужно было напрягаться. В таких местах сопровождающие нас женщины наперебой предлагали свою помощь. Иногда они давали нам руки, затаскивали на каменные уступы и показывали правильные траектории движения.
На поляне делаем небольшой привал, а наша Сэм использует момент, чтобы покормить ребенка грудью. Забегая наперед, скажу, что за все время в пути ребенок ни разу не заплакал.
Выглянуло солнышко, но дымка с гор не уходила.
С нами шла пожилая пара из Португалии. Видно было, что женщине не просто дается данный трип, и трогательно было наблюдать за тем, как хмонги ей помогают, даже зонтик раскрыли, чтобы не было жарко.
Мы, не спеша, брели, любуясь красотой и величием гор. Я разговорилась с женщинами-хмонгами. Оказывается у каждой из них по четверо детей, мужчины, как правило, занимаются домашним хозяйством. Женщины – шьют, ткут, вяжут, продают свои изделия, преимущественно в Сапе. Я в шутку спросила: «Один ли у вас муж или два». Они шутку оценили, громко смеялись и уверили меня в том, что только один:)
Чем выше поднимаешься по склону горы, тем красивее вид.
Ткань, повязанная на ноги, защищает от кустов и холода. Они легко лазают по террасам и камням в примитивной обуви, перенося на спине тяжеленые корзины.
Захватывающие декорации поражают воображение.
До деревни от Сапы минут сорок ходьбы пешком. По мостику переходим через реку Мыонг Хоа и попадаем в деревню Лао Чай. Тут можно увидеть жизнь черных хмонгов как она есть. Жители заняты сельским хозяйством, а также производством нехитрых сувениров. Сувениры хмонгов - это вышивка и примитивные украшения, сделанные своими руками.
Приземистые деревянные домики, огороды. Здесь, в отличие от деревни Кат Кат, я не видела сувенирных магазинов.
Наши сопровождающие по приходу в деревню очень оживились: обступили меня со всех сторон и очень настойчиво начали предлагать сувениры. Торговаться при этом не желали. А без торга в Азии ничего покупать нельзя :)
В деревне Лао Чай нас ждал гостеприимный ланч, с рисом, дополненным яйцом, мясом и свежими овощами и фруктами. Перед ланчем в кафе нас окружили детишки, предлагая купить у них мелочевку. Я смотрела на них и думала, почему так несправедлив мир, почему эти дети вынуждены торговать, попрошайничать. И как они отличаются от наших, сытых, «упакованных», с кучей одноразовых заброшенных игрушек…. Вечный вопрос.
Тем временем мы пообедали и отправились дальше.
Из Лао Чай мы движемся вверх по склону долины. Впереди у нас деревня Та Ван, единственным отличием которой от предыдущей, было наличие сувенирных лавок и магазинчиков.
Невзрачные домишки, пыльные улицы, собаки, свиньи и прочая живность.
Деревня Та Ван - родина народности “дзай” (Giay). Красные дзао, или яо, носят приметные тюрбаны красного цвета на голове, напоминающие рога быка. А еще, в отличие от хмонгов, женщины дзао предпочитают избавляться от волос. Они не только выщипывают под ноль брови, но и бреют виски и волосы надо лбом. Это способ сказать окружающим: путь к моему сердцу закрыт, я замужем. Если видите дзао с бровями, знайте: эта красотка еще не нашла свою половинку. Молодые девушки дзао могут обходиться и обычными красными платками, в то время как женщины в возрасте стараются навесить на свои чурбаны как можно больше украшений.
Деревенская мясная лавка и магазин.
Местные буйволы очень любят валяться в грязи.
А вот и местная школа. Выглядит очень даже презентабельно на фоне остальных построек в деревне.
В деревне имеется свой музей, но мы его не посещали.
Через мостик подходим к месту, где нас должен забрать автобус.
Тепло попрощавшись с Сэм и ее малышом, на автобусе возвращаемся в Сапу.
Подытоживая свой рассказ, скажу следующе: Сапа - место, где время остановилось много веков назад. Расположенная в окружении высоких горных вершин, она открывает своим посетителям мир таинственных культур и красивые пейзажи рисовых террас. Интерес к Сапе был бы куда меньше, если б не хмонги и дзао - этнические группы северного региона Вьетнама, проживающие в основном в небольших деревнях, рассеянных по долинам и горам. Хмонги более многочисленны. Практически неграмотные, они являются самой бедной этнической группой региона. Они отличаются вышитыми нарядами темно-синего цвета, дзао выделяются красными головными уборами. Черные хмонги и красные дзао будто застыли в развитии несколько столетий назад. Живут в деревянных домах с глиняным полом. Окна - дырки в стенах, которые на ночь закрывают досками. Еду готовят на кострах, стирают белье в горных реках, передвигаются на буйволах, при помощи них же обрабатывают поля. Хмонги и дзао верят в духов предков, а лечиться ходят к шаманам. Если вы хоть на денек заедете в Сапу познакомиться с ними, то из этой поездки наверняка вернетесь уже совсем другим человеком.
В гостинице приводим себя в порядок, обедаем и вечером того же дня отправляемся на вокзал. Время до отхода поезда еще есть, и мы коротаем его с чашечкой кофе за столиком в кафе Лао Кая. Пошел дождь, мы спрятались под козырек крыши отеля, и сидя на ступеньках, я радовалась этому дождю и благодарила судьбу за предоставленную мне возможность посетить это удивительное место.
Время отправления нашего поезда 20:15 и уже в 19:45 нас запустили на перрон. Вагон купейный. Помимо нас в купе едут два вьетнамца-мужчины, один из которых угостил нас жвачкой :), а другой - попытался курить прямо в купе (у них так принято). На мою просьбу этого не делать, он отреагировал вполне нормально и вышел из купе. Спокойно и вежливо.
Вот так и закончился этот полный событий и ярких картинок очередной день во Вьетнаме.
Качающийся поезд на «квадратных» колесах к утру привез нас снова в Ханой.


Предыдущая страница | Начало | Следующая страница





Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz