Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

КАМБОДЖА


Комплекс храмов Ангкор

Планируя поездку в Камбоджу и в частности посещение храмового комплекса Ангкор, мне даже не приходила в голову мысль, что данные культовые сооружения окутаны таким густым туманом таинственности. Что существует множество противоречивых мнений об их создании, а тем более повторном открытии их современному миру. Об этом всем я узнала позже, когда вернулась домой и стала осмысливать все увиденное собственными глазами.

Изначально все выглядело просто и однозначно, предстояло посетить красивый и величественный храм Ангкор-Ват, смотревший на меня с множества представленных в интернете фотографий. Все остальные мелочи отходили на второй план, так как не отношу себя к той категории туристов, которые еще до поездки проводят серьезную подготовку и анализ исторических сведений. В первую очередь мне были интересны культура и быт современных камбоджийцев, то, как эта маленькая страна Юго-Восточной Азии, перенесшая кровавый режим Пол Пота и гражданскую войну, постепенно встает на ноги, возрождая свою экономику и развивая туризм.
Непосредственное знакомство с этим удивительным местом, многочисленными храмами Ангкора, настолько впечатлило меня, что появилось желание ближе познакомиться с историей их возведения. Больше узнать о Великой Кхмерской империи, о ее влиянии на развитие человечества. Обилие полученных во время экскурсии сведений требовало их упорядочения.

Краткая историческая справка:
Примерно тысячу лет назад, во времена своего расцвета Великая Кхмерская империя была одной из самых развитых цивилизаций на планете. Она контролировала территорию существующих ныне стран, таких как Камбоджа, Вьетнам, Лаос, Таиланд и, частично, Мьянмы (Бирмы), Малайзии и даже Индонезии. Столица государства, город Ангкор имел население более миллиона человек, а по размерам не уступал современному Лос-Анджелесу. Считается, что это был самый большой мегаполис в истории человечества до так называемой индустриальной революции.
В 1431 году войска соседнего Сиама (теперь Таиланда) захватили и разрушили Ангкор. Жители покинули город, и он оказался под властью джунглей практически до наших дней.
В 1850 году французский миссионер Шарль Эмиль Буйво в непроходимых джунглях северо-западной Камбоджи наткнулся на гигантские развалины древнего города Ангкор Тхом. Жители ближайшего селения объяснили европейцу, что поразившие его воображение строения являются останками королевского дворца. И имя ему Ангкор. А десятью годами позже его земляк – путешественник Анри Муо в тех же краях обнаружил сказочный дворец Ангкор-Ват .

Современные исследователи оценивают общую площадь, занимаемую сохранившимися сооружениями Ангкора, в 200 квадратных километров. В настоящее время город находится под охраной Юнеско и состоит из множества храмовых комплексов. Однако в процессе изучения данной темы, я столкнулась с множеством различных мнений в трактовке периодов и сроков строительства культовых сооружений Ангкора. Так по результатам проведенного радиоуглеродного датирования храмов Ангкора сформулирована рабочая гипотеза об их хронологии:
15 век – начало строительства храмов и других сооружений Ангкор Тхома (по официальной версии они построены во второй половине 11 – начале 13 веков),
16 век – строительство вокруг Ангкор Тхома канала (рва),
конец 18 - первая половина 19 века – строительство Ангкор-Вата (по официальной версии он построен в 1113-1150 годах).
Подвергаются сомнению религиозная идентификация храмов Ангкора и их функциональное назначение. Споры порождает и сам факт открытия Ангкора французским ученым Анри Муо. Многие выдвинутые предположения настолько идут вразрез с официальной версией развития событий, что для неискушенного человека ситуация не столько проясняется, сколько еще больше запутывается. Не считая себя большим специалистом в этой области, тем более, что имеются вопросы как к существующей версии, так и к гипотезам ее оппонентов, буду в своем рассказе придерживаться все-таки официально принятых данных, а для тех, кто предпочитает ознакомиться с одной из альтернативных трактовок предлагаю перейти по следующей ссылке: http://new.chronologia.org/volume5/angkor.html

Ранним утром, после завтрака, отправляемся на экскурсию по храмам Ангкора. Переезд автобусом не занял много времени, так как наш отель находился в той части Сием Риапа, рядом с которой и располагаются эти культовые сооружения. В билетной кассе проходим процедуру фейс-контроля и получаем именные (с фотографией) пропуска в этот исторический заповедник. Порадовало отсутствие очередей за билетами, так как, не смотря на раннее утро, становилось душно, а на чистое, безоблачное небо восходило яркое палящее солнце, предвещавшее жаркий и знойный день.


Снова небольшой переезд и вот уже виднеются древние стены поглощенные джунглями. Делаем остановку. Уже при выходе из автобуса попадаем в окружение местных детишек, наперебой предлагающих разнообразные сувениры. Слышится заученная фраза: «Ван доллар, Мадам!»

Продолжаем путь в их окружении и проходим сквозь полуразрушенные ворота. Сегодняшняя экскурсия предполагала знакомство с наиболее интересными храмами Ангкора, расположенными в так называемом «малом туристическом круге» и первым среди них значился Та Пром (Ta Prohm).

Та Пром находится примерно в километре на восток от комплекса Ангкор Тхом. Площадь храма 650 тысяч квадратных метров. Надо сказать, что для широкой публики Та Пром прославила Анджелина Джоли – именно здесь снимались наиболее впечатляющие сцены из блокбастера «Лара Крофт – расхитительница гробниц». Но то, что предстало нашему взору, превзошло все ожидания.

Среди буйной растительности, открылся красивый древний храм, переплетенный массивными корнями огромных деревьев. Эти великаны словно перешагивают через многометровые заборы. Своеобразное единство природы и архитектуры поражает воображение. Храм Та Пром специально не очищался от джунглей и предстает в том виде, в каком его и увидели исследователи в конце XIX века. Неизгладимое впечатление производят растущие прямо на стенах и остатках построек храма гигантские деревья. Их многометровые корни переплелись с камнями, покрытыми тончайшей резьбой. Башни, буквально разрываемые стволами деревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленные под тяжестью огромных корней - таким сегодня выглядит этот храм, поглощенный джунглями. Для предотвращения разрушений в оконных и дверных проемах установлены мощные домкраты.




Та Пром был построен в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков королем Джаяварманом VII. Ученые считают, что возведение храма началось в 1186 году и продолжалось около двадцати лет. Последние, дополнительные постройки храмового комплекса датируются концом тринадцатого века. В отличие от других построек культовых предназначений, этот храм был возведен Джаяварманом VII исключительно для своей матери. Когда-то он был богато украшен драгоценными камнями, здесь звучала музыка, а в залах устраивались приемы и танцы.
Центральный вход ориентирован на восток. Главная башня Та Пром посвящена матери короля. Второстепенные северная и южная башни посвящены, соответственно, учителю (гуру) и старшему брату короля.


В отличие от большинства храмов Ангкора Та Пром был с самого начала построен не как индуистский, а как буддийский храм. Первоначально он назывался Раджавихара, что на кхмерском языке означает «королевский храм». Позднее, уже после смерти Джаявармана VII храм был переименован в Та Пром, что переводится как «предок Брахма». Брахма в индуистской мифологии – это главный бог, создатель нашей Вселенной.
Записи на стенах храма свидетельствуют, что в Та Пром обитали 12500 человек, в том числе 615 королевских танцовщиц (апсар). Кроме того, вокруг храма жили еще более 80 тысяч человек, которые обслуживали нужды обитателей Та Пром.
Когда в конце девятнадцатого века французы заново обнаружили Та Пром, было решено не проводить в храме полномасштабной реставрации. Дело в том, что гигантские деревья (фикусы и шелковые деревья) настолько срослись со стенами храма, что стали с ними единым целым. Попытка расчистить Та Пром от деревьев привела бы к разрушению храма, поэтому была удалена лишь мелкая растительность. В результате получился абсолютно уникальный комплекс «храм-джунгли».




На одной из стен храма Та Пром существует барельефное изображение динозавра. Известно даже, какого именно вида динозавров – стегозавра. Откуда кхмеры тысячу лет назад знали, как выглядит стегозавр – непонятно. Ни одному ученому еще не удалось дать внятного объяснения этому факту и это является одной из загадок Та Пром.

Находясь еще под впечатлением от увиденного, переезжаем к следующему пункту нашей экскурсии храму Та Кео (Ta Keo).

Та Кео возводился (по официальной версии строительство начато в 975 году) королем Джаяварманом V как индуистский храм, посвященный Шиве, но не был достроен до конца. Здание храма построено, а его отделка и украшение стен барельефами не начата. Та Кео - современное кхмерское название, означающее "башня из кристалла". Древнее название этого храма – Хема-срингагири, что означает "Гора Золотых Пиков".
Та Кео - одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора высотой около 32 метров, представляющих собой громадную латеритовую пирамиду. Храм задуман как воплощение пяти вершин священной Горы Меру с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями (прасатами) расположенными в центре его главного яруса.
Поднимаемся по крутым его ступеням наверх. Существует поверие, что поднявшись на вершину храма со всех его четырех сторон, человек очищается от грехов.


Добравшись до вершины пирамиды, осматриваем оттуда окрестные пейзажи. Тут же, внутри храма, установлены буддистские божества, которым можно помолиться. Откуда не возьмись, оказываемся атакованными местными детишками, предлагающими свои сувениры. Сделав несколько фотографий на память, начинаем обратный путь, но уже с противоположной стороны храма. Спускаться вниз оказывается, намного сложнее, чем подниматься. Крутые высокие ступеньки и отсутствие перил усложняют задачу. Тут надо отдать должное камбоджийским детям. Сопровождая нас на обратном пути, они искренне помогали в нахождении наиболее оптимальных и безопасных способов спуска, а в сложных ситуациях подавали свои ручонки в качестве поддержки. Данное обстоятельство не могло не умилять. Благополучно спустившись, в знак благодарности, покупаю у них на память маленькую бронзовую статуэтку Будды.







Продолжаем наше знакомство с Ангкором. Теперь наш путь лежит в самое его сердце - Ангкор Тхом (Angkor Thom), расположенный в 1,7 км севернее Ангкор-Вата. Название "Ангкор Тхом" означает "Большой Город". Его центральная часть, построена во времена Джаявармана VII (1181-1210 гг.) после того, как в 1181 году Ангкор был взят и разграблен чамами. Ангкор Тхом был последней столицей великой Кхмерской империи и имел гигантские размеры. По периметру Анкгор Тхом окружен рвом, ширина которого достигает 100 метров, и стеной из латерита высотой около 8 метров. Стены образуют квадрат со стороной более 3 километров. В город ведут пять ворот - Северные, Южные, Западные, Восточные (или Ворота Смерти) и Ворота Победы. Над каждыми возвышается башня высотой 23 метра, украшенная лицами бодхисатвы Авалокитешвары, а по углам ворота обрамляют трехголовые слоны. Перед каждыми воротами Ангкор Тхома установлены скульптурные композиции, олицетворяющие сюжет Рамаяны (эпической поэмы на санскрите) о Пахтанье Молочного океана, повествующей о создании бессмертной жизни из борьбы противоположностей.

Останавливаемся неподалеку от Ворот Победы (Victory Gate) у восточного въезда в Ангкор Тхом. Дальше нам предстоит пешеходная прогулка. Проходим через мост, перекинутый через ров, окружающий Ангкор Тхом, перила которого украшены скульптурами. Слева стоят 54 девата (бога), справа — 54 асура (демона). Выстроившись вереницей, один за другим, они держат на своих коленях гигантскую семиглавую змею. Легенда гласит, что однажды боги и демоны объединились для того, чтобы заполучить напиток бессмертия - амриту. С этой целью они стали взбивать океан вселенной. А в качестве мутовки использовали гигантского змея Нагу. Вся композиция ворот выглядит впечатляюще.



Оказавшись на территории Ангкор Тхома, делаем остановку возле Слоновой террасы (Terrace of the Elephants) построенной в конце ХII века, откуда древние властители Ангкора наблюдали за религиозными процессиями. Со слов нашего экскурсовода, не потеряла она свою актуальность и в наши дни, когда по большим праздникам действующий король Камбоджи также наблюдает с нее за торжественными церемониями.

Считается, что две каменные террасы (Слонов и Прокаженного Короля), расположенные в пределах Ангкор Тхома были основаниями дворцов, в которых жили короли Ангкорской империи. Однако это мнение является гипотезой. Протяжённость террасы составляет около 300 метров, а по периметру она украшена многочисленными изображениями слонов.


Напротив Террасы Слонов, вдоль восточной стороны Центральной площади находятся две группы зданий – Северный и Южный Клеанг, которые возможно когда-то были дворцами. Северный Клеанг (North Kleang) датируется периодом правления Джаявармана V (968-1001 гг).
Вдоль Центральной площади перед двумя Клеангами расположены 12 латеритовых башен, выходящих на Дорогу Победы, известных также как Прасат Сур Прат (Prasat Suor Prat). Археологи считают, что эти башни были построены Джаяварманом VII, и что вероятно в каждой из них находилась линга или статуя.

Северный Клеанг и Прасат Сур Прат

Пройдя Слоновую террасу, останавливаемся у входа в еще один древний храм Ангкора - Бапуон (Baphuon), построенный в середине ХI века. Он был сооружен Удаядитьяварманом II (правил 1050-1066 гг.) и обозначал центр города, который существовал до строительства Ангкор Тхома. Так же как Та Кео, храм-гора Бапуон (Башня из бронзы) представляет собой пирамидальное изображение мифической горы Меру. В храм можно попасть по возвышающейся дороге, построенной из известняка. Но так как в нем велись восстановительные работы, его посещение не было включено в программу нашего тура.

Далее, метров двести южнее Бапуона, оказываемся у одного из величественных памятников Ангкора - храма Байон (Bayon), который по праву занимает второе по популярности место после Ангкор-Вата. Этот храмовый комплекс в центре Ангкор Тхома построен на рубеже ХII - ХIII веков в честь Джаявармана VII.

Издалека Байон (Отец Литры) выглядит, как причудливое нагромождение огромных камней, однако по мере приближения к нему все отчетливее чувствуешь необыкновенную красоту этого сооружения.
Байон представляет собой трехуровневое строение, с основанием 140 на 160 метров. Центральная башня поднимается на высоту 45 метров над землей. Байон украшают 54 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары, причём так, что где бы вы ни находились, эти загадочно улыбающиеся лица смотрят на вас отовсюду. Храм окружают балюстрады, выполненные в виде гигантских семиглавых змей Нага, а стены украшают многочисленные барельефы Апсар.



С Байоном по-прежнему ассоциируется множество загадок, до сих пор ведутся споры о его предназначении и религиозной принадлежности. Интересно, что во время строительства Байона Кхмерская империя состояла из 54 провинций, о чем символизирует количество башен храма, а всевидящие глаза Будды неусыпно следят за всеми ее подданными. Считается также, что моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.

Войдя в храм и прогуливаясь по его галереям, поднимаясь вверх, уровень за уровнем, мы смогли в полной мере ощутить всю его магическую силу.



И вот, наконец, последний храм в нашей сегодняшней экскурсии – величественный Ангкор-Ват (Angkor Wat), классический памятник искусства кхмеров. В нем воплотились религиозные идеи и лучшие художественные достижения этого народа, поэтому он по праву считается одним из величайших архитектурных ансамблей мира.
Культовое сооружение, силуэт которого c 1863 года занимает почетное место на гербе Камбоджи, было возведено в XII веке царем Сурьяварманом II (1112-1152). Храм посвящался индуистскому богу Вишну. Существует мнение, что после смерти правителя центральная башня строения, символизировавшая мифический центр мира, играла роль царской усыпальницы. Впрочем, в подтверждение этой теории пока не найдено достаточно весомых доказательств.
Комплекс выстроен на участке размером 1500 на 1300 метров, обнесенным широким каналом шириной 190 метров, который образует огромный прямоугольник. Через эту водную преграду к главному входу ведет мостовая из песчаника, вдоль которой располагаются статуи львов-охранителей и Нагов.



Конечно, подобно другим храмам-горам, Ангкор-Ват (Город-храм) также копирует огромную вселенную в миниатюре. Центральная башня – это гора Меру – обитель богов, с окружающими ее меньшими пиками, которые в свою очередь окружают континенты (нижние внутренние дворики) и океаны (ров). Комплекс также включает множество дополнительных построек, которые образуют гармоничный архитектурный ансамбль. Подсчитано, что на его постройку было израсходовано около 70 миллионов тонн камня.
Прямоугольная внешняя стена размером 1025 на 800 метров имеет ворота с каждой стороны. Главный вход, богато украшенный резьбой и скульптурами, находится на западной стороне, через него мы и входим в этот величественный храм. Примечательно, что с какой бы стороны вы не приближались к Ангор-Вату, всегда видны лишь три башни из пяти.
Справа от Центрального входа находится статуя Вишну высотой 3,25 метра, высеченная из цельного куска песчаника.


От ворот до главного храма ведет дорога длиной более 700 метров, обрамленная по обеим сторонам балюстрадами Нагов. По обеим сторонам дороги расположены две библиотеки, чуть дальше, так же симметрично расположены два водоема, один из которых совсем высох.



По мере приближения к храму все более ощущаем его монументальность. Ангкор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Центральная башня возвышается над третьим уровнем на 31 метр (общая высота – сооружения 55 метров). Стены его покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречаются здесь изображения Апсар, подсчитано, что здесь их около 2 тысяч, но, ни одна из них не похожа на другую. В рельефах галереи первого этажа запечатлены, в основном, сюжеты из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». Композиция рельефов построена так, что одна сцена плавно переходит в другую. Площадь, занимаемая скульптурными работами в Ангкор-Вате, составляет около двух тысяч квадратных метров.



Останавливаемся у одной из композиций галереи, которая изображает сцену битвы при Курукшетре (Battle of Kurukshetra). За долгие столетия некоторые части барельефа были отполированы миллионами рук так, что сделало его похожим на черный мрамор.


Битва при Курукшетре

Проходим во внутренний дворик храма, не переставая восхищаться этим величественным сооружением. Обойдя его центральную часть по периметру, становимся в очередь из желающих посетить его святилище, так как доступ туда ограничивается как количественно, так и по времени пребывания. Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу, однако, это стоит того. Поднявшись наверх, мы смогли насладиться, как изумительным пейзажем, открывшимся нашему взору, так и красотой окружающих нас стен, просто усыпанных тончайшей резьбой. К тому же в этом месте ощущаешь сумасшедшую энергетику. И это, видимо, не случайно, так как связь с космосом здесь определенно просматривается. Считается, что главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Насколько это верно, и какие были найдены поразительные совпадения с культурами других цивилизаций, живших на земле, но в другую эпоху, интересно написано в книге Грэма Хэнкока «Зеркало небес. В поисках утраченной цивилизации», в главе посвященной Камбодже.





При выходе из храма нам встретилось семейство обезьян, безмятежно сидевших в тени деревьев со своим потомством и спокойно взиравших на окружающее их многолюдье, как бы в подтверждение мнения о царящем здесь единстве человека и природы. Угостив их бананами, группа туристов направилась к ожидавшему нас автобусу.




Покидая Ангкор нас переполняли множества чувств, с одной стороны мы были поражены увиденной красотой и величием, с другой стороны мы никак не могли отделаться от манящего ощущения какой-то таинственности и загадочности этого удивительного места, в которое хочется обязательно вернуться. Недаром оно является одним из чудес Света.

(13-14 апреля 2010)


Рассказ о поездке в Таиланд

Предыдующая страница | Начало



Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz