Дели. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе. Ссылки

ИНДИЯ

Столица Индии - Дели

19.04.2012 г. Девятнадцатый день в Индии. г. Дели.
Ранним утром автобус примчал нас на автовокзал индийской столицы. Жара, пыль столбом… Доброе утро, Дели.
После чудесных пейзажей Гималаев, привыкай к «цивилизации»: сказала я себе :-). Договариваемся с рикшей и едем к отелю «Saar Inn» . Это самый дорогой из ранее забронированных нами в Индии отелей. Стоимость составляла 2900 рупий (58$). Отель нам понравился. Без особых изысков, но со всеми удобствами и завтраком. А самое главное - он расположен рядом с центром города в торговом квартале Кароль Баг. Станция метро Karol Bagh находится в пешеходной доступности.
Вообще Дели – огромный мегаполис с населением - только вдумайтесь в эту цифру – 20 млн человек!!! Он состоит из множества районов. Выделяют Нью-Дели (относительно благоустроенный район высокого уровня жизни с административными зданиями), Старый Город, Пахаргандж (любимый туристами квартал около вокзала, примыкающий к старому городу), Кароль Баг (торговый квартал рядом с центром города), а также в городе имеются трущобы, где проживает беднейшее население на уровне крайней нищеты.

Немного отдохнув в отеле и приведя себя в порядок, отправляемся изучать город. Для начала меняем деньги, затем без особого труда находим станцию метро. Правда, по пути к метро снова были атакованы приставучим местным рикшей. О, как мы отвыкли от этого на севере. Там бал настоящий рай. А в раю, как и положено, все люди спокойны, расслаблены и приветливы. Без назойливости и доставучести. Хочешь посидеть один в ресторане - ноу проблем, никто не потревожит. Хочешь общения - с удовольствием составят компанию и поддержат беседу. Никаких "Лук май шоп и Купи барабан". Нет там ни шопов, ни барабанов на продажу. Барабаны бьют в храме.
Ну да ладно, что-то я отвлеклась от столицы :-).

Вот и делийское метро. О нем действительно можно говорить взахлеб. При входе в метро – схемы, они очень удобные – т.к. указано, где ты сам находишься и сколько будет стоить проезд до каждой станции. Покупаешь жетон до определенной станции (внимание! Жетон нужно хранить до выхода из метро, т.к. при выходе его необходимо опустить в отверстие турникета). Стоимость жетона на проезд в метро зависит от длины пути и составляет от 8 до 30 рупий. У турникета стоят полицейские, проверяют сумки-рюкзаки, после чего пускают пассажиров через рамку.

Поезда метро - кондиционированные и прохладные, просторные с сидениями по сторонам, со всякими подсказками и указателями, очень удобные. По моим наблюдениям, в метро большинство мужчин, причем возраста от 20 да 40 лет, хотя имеются и женские вагоны. В женские вагоны обычно нет столпотворения, и мы с Андрюшей как-то решили проехать пару остановок. После сделанного замечания, стало неловко и подобные эксперименты мы больше не проводили :-).

Карта делийского метро интерактивная с официального сайта метрополитена.

Первым в списке мест для посещения мы поставили Кутуб Минар. Доехали на метро до станции Qutub Minar. Дальше берем рикшу за 40 рупий с человека непосредственно в нужное место.
Кутуб-Минар очень впечатляющее сооружение. Даже на сегодняшний день этот колосс остается самым высоким из существующих в мире кирпичных минаретов. А ему как- никак уже почти тысяча лет. Он стоит в одном ряду с такими знаменитыми достопримечательностями Индии как Тадж-Махал, Джайнские колоссы и Храмы Любви в Кхаджурахо. Схема комплекса Кутуб Минар


Это сооружение действительно соответствует своему высокому званию «Символ мощи Ислама». Высота минарета составляет более 72-х метров. Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 году для своей дочери. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название — Кутуб-Минар.


На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутуб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху. Купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.
К сожалению, подняться на башню на сегодняшний день нельзя. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая «сати» (самосожжение), а также их исключительно тяжелое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, что породило мысль о закрытии минарета. Финальным же толчком к окончательному закрытию башни стало трагическое происшествие, произошедшее в 80-х годах двадцатого века, когда во время экскурсии там погибла группа индийских школьников.


Многие ученые и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутуб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращен на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток. Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа — также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.


Кутуб-Минар не единственная достопримечательность этого места. Недалеко находится незаконченный минарет Алай-Минар. Его начал строить Алауддин Хильджи, собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутуб-Минар. Однако строительство было прекращено, когда конструкция достигла высоты примерно в 24 метра. Его потомки были заняты междоусобной борьбой за трон и бросили строительство.


Еще на территории комплекса Кутуб Минар стоит один из самых загадочных в мире объектов — знаменитая семиметровая Железная колонна, отлитая в 4 веке нашей эры, и неистлевшая за прошедшие полторы тысячи лет. Существует старинное поверье, что у того, кто станет спиной к колонне и сведет за ней руки, исполнится самое заветное желание. К сожалению, сегодня это сделать невозможно, т.к. колона огорожена.

Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. До сих пор на колонне сохранилась надпись, посвящённая ему и богу Вишну.

Первоначально она находилась на востоке страны в храмовом комплексе Вишну в городе Матхура. Колонна была увенчана изображением священной птицы Гаруды и стояла перед храмом. К сожалению, на сегодняшний день этот элемент колонны безвозвратно утрачен.


В 8-ом веке н.э. храмовый комплекс был разрушен по приказу первого делийского султана и колонна была перенесена в Дели. Она стоит на тропическом солнце, под дождями уже пятнадцать столетий, но не подверглась значительной коррозии. Существует множество версий и теорий объясняющих такую потрясающую стойкость. Некоторые теории основываются на необычном состава металла из которого создана колонна, другие предполагают уникальный метод обработки этого металла, третьи утверждают, что колонна сохранилась из-за того, что была объектом преклонения и ее постоянно натирали специальными маслами и составами. Наша наука сейчас не в состоянии сделать такое, а 1500 лет назад могли.


В таких историях интуитивно ищешь теорию заговора. Гадать можно сколько угодно. Главное – что колонна исполняет желания. Если встать к ней спиной, обхватить руками и загадать что-нибудь, то ваша мечта обязательно сбудется. Чтобы жизнь не казалась медом и желания всех не исполнялись, колонну обнести оградой и не пускают к ней никого.

Рядом находится мавзолей султана Шамс-ад-дина Ильтутмыша — правителя Делийского султаната в 8-м веке н. э. Именно во время его правления оформилось господство мусульманских военачальников в Северной Индии. Его гробница считается самой древней мусульманской гробницей в Индии. Мавзолей был построен по повелению дочери умершего султана — Рази Бегам, которая была правительницей этих мест в 1236—1240 гг.
Несмотря на свой древний возраст, мавзолей сохранился в отличном состоянии. Даже сегодня можно лишь изумляться тончайшей резьбе по мрамору, которыми мастера украсили гробницу.

Все эти достопримечательности располагаются на территории мечети Кувват-уль-ислам. Это самый первый образец мусульманской культуры, построенный на полуострове Индостан. Основой мечети послужил храм Вишну, который Кутбуддин Айбек велел переделать под мечеть. По его приказу каменотесы скололи с храма великолепную каменную резьбу, изображающую индуистских богов, а уже затем строители превратили это сооружение в мечеть. Любопытно, что строители опирались не только на уже готовое здание, но даже в работе использовали камни, из которых были построены храмы индуистов и джайнистов, разрушенные Кутбуддином.

(В данном рассказе использована информация с сайтов http://ru.wikipedia.org/ и http://www.tourister.ru/).


Забавный случай с полицейским произошел на территории комплекса. Увидя нас, он подбежал, навязчиво предлагая с ним сфотографироваться. Нет проблем. Сфотографировались. И по старой индийской традиции он начал выпрашивать «типс». И у кого? У людей, которые уже третью неделю в Индии. Вы бы видели его лицо, когда в ответ я начала просить у него деньги, мотивируя это тем, что он же сам предложил с ним сфотографироваться. Глупо улыбаясь, полицейский попятился назад и скрылся за колонной. «Типс» мне заработать не удалось.


Осмотрев достопримечательности, отправляемся обратно к метро. Доехав до станции Central Secretariat попадаем в уже совсем другой Дели с широкими проспектами, зелеными газонами – район Нью Дели. В этом районе сосредоточены основные правительственные здания, министерства и ведомства. Район считается элитным и самым дорогим для проживания в Дели.

Порадовала фруктово-овощная тарелка, купленная в ларьке на улице. Стоимость аж 5 рупий :-). Нужно отметить, что торговля ими идет на ура. Для нас несколько непривычно в одной тарелке видеть свеклу, морковку, яблоки, виноград, манго :-), но все равно – это вкусно и очень утоляет в жаркий день жажду. Всем рекомендую.


До центрального проспекта Раджпат (Rajpath) мы прогулялись пешком. Он пролегает между комплексом правительственных зданий и Главными Воротами Индии (India Gate). Архитектурный ансамбль от Ворот Индии до Президентского Дворца спроектировал английский архитектор Эдвин Лютьен в начале 20-го века, когда колониальное правление решило перенести столицу Индии из Калькутты в Новый Дели. Осмотрели комплекс правительственных зданий, включающий в себя построенный в 1929 году Президентский Дворец (Rashtrapati Bhawan), дорога к которому проходит между Северным и Южным Секретариатами (North & South Secretariat), а также Парламент (Sansad Bhawan) интересной круглой формы. Дворец для посещения был закрыт, поэтому мы только сфотографировали его территорию сквозь решетки.


Опять же пешком отправляемся к Воротам Индии. Параллельно проспекту разбит парк, на территории которого разбиты пруды. Естественно по парку намного приятнее идти, чем по раскаленному асфальту. А еще приятнее и разумнее взять для этих целей рикшу :-). Ну да ладно, где бы мы еще увидели купающихся в центре индийской столицы детишек. Или покушали очищенные огурцы, купленные у смущенного от того, что его фотографируют, индуса.


Ворота Индии имеют высоту 42 метра и увековечивают память 90.000 индийских солдат, погибших в Первую Мировую Войну. Ворота являются своеобразным символом Индии, поэтому здесь всегда много туристов, горит вечный огонь и круглосуточно стоит на посту караул. Ну и конечно же множество торговцев всевозможными сувенирами, питьевой водой, сладостями. А еще здесь мне нанесли на руку рисунок хной. Мне хотелось привезти домой «кусочек» индийской традиции, т.к. у многих женщин здесь я замечала на руках и ногах такие рисунки. Мехеди – так они называются. Изначально мехеди было украшением, как невест, так и женихов исключительно перед свадьбой, сейчас же их делают почти каждый день в качестве украшений многие девушки Индии вне зависимости от религии.


Дальше отправляемся на поиски Hazrat nizam-ud-din Dargah - мусульманской святыни, построенной в честь суфийского святого, Низамуддина Чишти, умершего в 1325 году в возрасте 92 лет. Сегодня четверг, и в этот день здесь исполняются каввали (суфийские песни). Мы очень долго его искали, переспросили всех, кто только попадался на пути. По дороге нашли гробницу Хумаюна, но от посещения ее отказались, так как уже вечерело, да и цель наших поисков была другой.

И вот, наконец добрались до места. Вначале попадаем на большую рыночную площадь. Несмотря на вечернее время, здесь идет бойкая торговля. Причем всем, чем угодно, начиная от одежды, обуви и заканчивая свежим мясом. Затем попадаем на узкую улочку, по обеим сторонам которой такие же торговые лавки. Людей очень много – давка и толчея. В толпе я заметила единственную белую туристку с полными ужаса глазами. Боже, куда мы попали? Дальше - еще интересней. Нас попросили снять обувь. Оставив ее у какой-то лавки, дальше отправляемся в одних носках. Заходим на территорию мусульманского комплекса, находящегося внутри квартала среди жилых домов и состоящего из нескольких зданий. Здесь очень много людей и все на нас глазеют. Что делать дальше?

И тут, о слава Аллаху, нас «вычислил», как потом оказалось, по надписи на рюкзаке, молодой человек, который когда-то учился в московском медине, а сейчас работает в Дели врачом. Он то и помог сориентироваться на местности, рассказал о том, что мы попали в действующую мусульманскую мечеть, где сегодня вечером проходит вечерняя молитва, сопровождающаяся песнопением и музыкой. Он провел Андрея (женщинам их посещение не положено) по святым мусульманским местам. Я же в это время перефотографировалась со всем местным населением, подержала на руках всех детишек :-). Затем мы все вместе сидели на коврике во дворе и слушали странную музыку, наблюдая за этими людьми, некоторые из которых находились, как мне показалось, в состоянии транса. Я в который раз подумала – насколько разнообразен мир, как много еще в нем неизведанного. А наш новый знакомый рассказывал о своей нелегкой работе хирурга в Индии, о местных традициях, кухне, одежде, а также о том, как он скучает по Москве. По окончании службы он провел нас на автобус, который направлялся к метро и мы очень тепло и по-дружески попрощались.

Доехав до центра, без труда находим знаменитую улицу Мейн Базар. Честно скажу, больше всего мне здесь понравилось одно местечко прямо на улице, где ребята делали натуральный сок. Торговля у них шла очень бойко, и чтобы мы не стояли в очереди, любезно пригласили вовнутрь своего ларька с предложением присесть. А в остальном, как по мне, вся улица – сплошной базар, ничем не отличающийся от многих других в Индии. Напоследок сделав кое-какие покупки, не чувствуя ног под собой, возвращаемся в отель и спать, спать, спать.

20.04.2012 г. Двадцатый день в Индии. г. Дели
Я проснулась с мыслью о том, что сегодня последний день нашего пребывания в Индии. Вечером вылет, но впереди все же целый день. Неожиданно в номере раздался телефонный звонок, и менеджер напомнил нам о завтраке. Такая забота о постояльцах порадовала. Шведский стол был не особо разнообразен, зато много и вкусно. После завтрака, собрали вещи и оставили их до конца дня в камере хранения в отеле.

Сегодня мы запланировали посетить Red Fort. На метро доехали до станции Chandni Chowk. Понимая, что какую-то часть пути необходимо пройти пешком, зашли в маленький магазинчик, чтобы спросить дорогу. Приятного вида продавец, мне он напоминает какого-то артиста (не могу вспомнить какого :-)) неторопливо достал листок и ручку и начал … неторопливо рисовать план. Все как положено – с поворотами, указателями – вышел настоящий путеводитель. Я, до края преисполнена благодарностью за такое внимание, очень тепло его поблагодарила и подарила сувенир, он же в свою очередь, угостил нас домашним печеньем остро-соленого вкуса.

Отправляемся по указанному маршруту. Вокруг сплошной базар, шум, гам, суета. Впрочем, нам к этому на 21-й день пребывания в Индии не привыкать. И все-же, думаю никого из европейцев не оставят равнодушным открытые индийские туалеты :-).

Пройдя какую-то часть пути, решаем попить сок из манго. Как мне будет его не хватать дома!
И вот, наконец-то видим темно-красные бастионы и выпуклые башни Красного Форта. Он действительно впечатляет своими размерами. «Если и есть рай на свете, то он здесь» — говорится в надписи арки зала Кала-а-Мубрака. Цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране, построил император Великих Моголов Шах-Джахан, который перенес столицу в Дели в середине XVII века и назвал ее Шахджанабад - город Шах-Джахана. Строительство крепости началось в 1639 году и было завершено в 1648 году на возвышенности с северо-восточной стороны нового города. Окружающие стены из красного песчаника, давшего название форту, простираются на 2,5 км, достигая высоты 16 метров со стороны реки Ямуны и 33 метров со стороны города.

Перейдя огромную площадь, находим билетные кассы и покупаем по 250 Rp билеты. Главный путь в форт лежит через Лахорские ворота. За воротами с удивлением обнаруживаем крытые торговые ряды. Оказывается, еще с 17 века здесь постоянно функционирует рынок, имеющий название Chhatta Chowk (Чатта Чоук). На протяжении веков самые талантливые ювелиры и ткачи продавали здесь украшения и ковры. Также он известен как базар Мина для придворных дам, говорят, со всей Индии сюда свозили парчу и драгоценности. В наше время здесь продаются сувениры, и должна заметить, по достаточно высоким ценам.

Пройдя чуть дальше, попадаем на территорию дворца. Красный форт в Дели содержит все атрибуты императорской резиденции: торжественные залы для государственных и частных аудиенций, выпукло-арочные мраморные дворцы, красивые мечети и замысловатые сады. Красный дворец-крепость стал вершиной зодчества и власти Шах-Джахана.
(См. Схема Красного форта: (1) Lahore Gate, (2) Chatta Chowk, (3) Naubat Khana (“Drum House”), (4) Diwan-i-Am (“Hall of Public Audiences”), (5) Mumtaz Mahal, (6) Rang Mahal (“Palace of Colors”), (7) Khas Mahal, (8) Diwan-i-Khas (“Hall of Private Audiences”), (9) Moti Masjid (“Pearl Mosque”), (10) Royal Baths, (11) Shahi Burj)


На пути дальше возникает зал общих аудиенций Диван-и-Ам. На роскошном мраморном троне здесь величественно восседали правители Великих Моголов, рассматривая дары или устраивая приемы под звуки музыки. Зал по периметру окружала позолоченная ограда, а на стенах висели серебряные панно. В самом центре расположена ложа из белого мрамора (Курси), возле которой постоянно было много интересующихся и фотографировавшихся.


Зал для частных аудиенций Диван-и-Кхас (Diwan-i-Khas). Нижние части опор инкрустированы цветочным орнаментом, а верхние части позолочены и расписаны. Именно в этом зале на мраморном постаменте стоял знаменитый Павлиний трон, ставший символом персидской монархии, который был увезен в 1739 Надир-шахом в Персию. Современники описывали этот трон как нечто сказочное и бесконечно драгоценное, ведь он был инкрустирован золотом, сапфирами, изумрудами и бриллиантами, среди которых был один из самых известных в мире - Кохинур, в настоящее время украшающий корону королевы Елизаветы. Зал для такого трона должен был быть соответствующим. Резные арки выполнены очень изящно, каждая деталь красива! Работа по камню просто фантастическая!


Еще одна любопытная особенность форта – императорские купальни или хаммам. Можно только пофантазировать каким образом проходило здесь омовение придворных дам :-).


После небольшого отдыха на скамеечке у зеленого газона отправляемся к павильону Mumtaz Mahal, названному в честь любимой жены Шах-Джахана, именующемуся также Chatta Rang Mahal - “маленький разноцветный дворец”. В настоящее время здесь расположен Делийский Археологический Музей, представляющий большую коллекцию экспонатов эпохи Великих Моголов. Внутри фотографировать не рекомендуется, но мы все же сделали несколько кадров.


Не могу не написать, в который раз, об усиленном внимании со стороны местного населения. Знаете, я стала понимать «звезд», мечтающих об уединении. Стеснительные граждане фотографируют тебя, как бы невзначай, те, кто посмелее, просят сфотографироваться с ними и их детьми. Отдельная тема – подростки лет 12-14 – эти ходят за тобой повсюду, не сводя глаз, а если ты присел отдохнуть и расслабиться, садятся неподалеку.

Да и нам попадались весьма интересные экспонаты. Понимаю, неприлично смотреть на незнакомых людей во все глаза, но украдкой мы наблюдали за ними с интересом. А эта мода красить волосы мужчинам в рыжий цвет…


Вобщем, мы остались довольны экскурсией. Ведь даже сегодня Красный форт остается красноречивым напоминанием о славе эпохи Великих Моголов и спокойной гаванью мира, куда можно вырваться из бешенного темпа современного Дели.

На обратном пути покушали фрукты из фруктового ларька, зашли в Макдональдс, где были несколько шокированы высокими, по индийским меркам, ценами и огромным количеством местного населения. Затем, приехав на свою станцию метро, посидели еще в одной кафешке, выпив сок и отдохнув перед дорогой в аэропорт.

Дорога в аэропорт.
Отдельная история, которая еще больше укрепила мое хорошее и уважительное отношение к индусам. Естественно мы потратили в последний день практически всю местную валюту, оставив какие-то копейки на проезд. В аэропорт идет отдельная ветка метро и мы надеялись, что денег на проезд нам хватит, но ошиблись. Выходить обратно из метро для поиска обменника неохота, а служащие брать доллары за проезд отказываются. Идея поменять деньги в кафе, находящемся здесь же в метро, успехом не увенчалась. И тут мой взгляд привлекла стойка с надписью «аренда авто». За ней молодой парень рассматривает что-то на мониторе компьютера. Подойдя, я начала жалобно пересказывать ему грустную историю о том, что у нас не хватает рупий на билет и просить об обмене. Спокойно выйдя из-за стойки, сняв в банкомате наличность, парень вместе с нами подошел к билетной кассе и … купил нам 2 билета на проезд. При этом он даже доллары у нас брать отказался, и пришлось, чуть ли не насильно ему их впихнуть. Смогла бы я просто так купить незнакомому человеку билет?...

Очень комфортно за 20 минут мы доехали в аэропорт. Отдельная ветка метро, стоимость проезда составляет 80 рупий за весь маршрут от ст. "Нью-Дели" до аэропорта. В современных кондиционируемых вагонах мягкие сидения, специальные полки для багажа. Электронное табло показывает путь движения, скорость, время. Объявления о станциях на хинди и английском.

Весь вечер и ночь мы провели в аэропорту им. Индиры Ганди. Немного перекусили, подремали, а в 4 утра лайнер умчал нас в сторону дома. Уезжали мы из Индии, потерявшись во времени. Мы путешествовали 20 дней, но по впечатлениям, насыщенности поездки нам казалось, что прошло очень-очень много времени с момента нашего отъезда из Одессы. А сколько еще удивительных мест в этой стране, которые хотелось бы посмотреть! Даже не понятно, сколько же нужно на это времени. Но в любом случае, хотелось бы, чтобы появились еще возможности познакомиться с этой удивительной страной, где храмам пять тысяч лет до нашей эры, где так сильно верят в Богов, где живут прекрасные легенды, а люди всех религий мира ищут и находят там ответы на свои вопросы.

Карта Дели



Предыдущая страница | Начало |




Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz