Харидвар. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе. Ссылки

ИНДИЯ

Священный город Харидвар

В Ришикеше мы пробыли недолго, но успели немного подустать от суеты и шума вокруг. Возвращаемся обратно в Харидвар, через окно автобуса любуемся огромной белой статуей Шивы. У нас весь вечер впереди, т.к. поезд в Амритсар уходит поздно вечером.


"Врата в царство Господа", так с санскрита переводится Харидвар, самый северный из сакральных городов Индии - город святынь, храмов и ашрамов. Мы оставляем вещи в камере хранения вокзала и на рикше едем к центральному месту паломничества - главному гхату Хар-ки-Паури.



Карта Хар-ки-Паури в Харидваре



Хар-ки-паури буквально переводится "ноги Бога". Существует поверье, что Вишну пролил здесь небесный нектар, и оставил отпечаток от своей ступни. Хар Ки Паури - главнейшая священная купальня в Харидваре. По преданию, этот гхат построен при императоре Викрамадитье, еще 57 году до н.э. В этом месте долина встречает священную Гангу, спускающуюся с гор. Индусы верят, что грехи будут смыты, если они омоются в реке или напьются ее воды. Каждые 12 лет здесь проводится Праздник Кувшинов - Кумбха Мела, самый большой индуистский фестиваль. Каждые 12 лет десятки тысяч, миллионы паломников приходят к берегу Матери-Ганги, чтобы, омыв в ее водах тела, очистить души. Ведь главное божество в Харидваре — Ганга - очищает, исцеляет и тело и душу. В это свято верят индуисты. И еще они верят, что...
Раньше Ганга текла в небесах по Млечному пути. Была гордой и никто ни на небе, ни на земле, ни под землей не имел над ней власти. Но когда-то ее спустили с небес и тем связали богов и людей. А произошло это так.
Царь Сагары имел 60 000 сыновей. Но ни один не приметил, кто и когда похитил у них жертвенный огонь. Братья бросились на поиски нечестивца и подняли такой шум, что земля раскололась. А под землей, как известно индусам, живет строгий-престрогий бог Вишну. А Вишну не любит, когда его беспокоят. Вот он и испепелил взглядом всех до единого. Бедный царь Сагара опечалился, перестал есть и молился так усердно, что растрогал самого Шиву. Безутешный отец упросил бога спустить Гангу с небес, так как знал: над кем эта река протечет, тому будут прощены все грехи. Тогда Шива схватил гордую, свободолюбивую реку и водрузил себе на голову. Ганга пошипела, покипела и примирилась. А старик с толком распорядился божественным даром: часть вод он заставил течь над костями своих умерших предков и детей. Так все они освободились от посмертной кары.
С тех пор индуисты бросают прах умерших в Священные воды реки. Обряд этот называется Бенарес. На самом деле, в нем заключен глубокий смысл. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе. Согласно индийской мифологии, она объединяет своими водами всю землю, сливая души в космическое единство. Символически Ганга - река жизни, совершающая мировой круговорот. Практически - это уникальная река, содержащая такое количество серебра, что она в буквальном смысле дезинфицирует тело.
В ту же глубокую древность уходят корни празднования Кумбха-Мелы. Ведические предания связывают Праздник Кувшинов с битвой богов-суров и демонов-асуров за кувшин амитры - напитка, делающего богов бессмертными. Считается, что капли амитры рассыпались по земле в четырёх местах — в Нашике, Праяге, Уджайне и Харидваре. Первое описание Кумбха-Мелы оставил китайский паломник, некий Сюаньцзан, еще в VII столетии.


Кажется, что сам воздух Харидвара наэлектризован и пронизан святостью. На гхатах сотни и сотни людей совершают омовение. Мне запомнилась кучка женщин в ярких разноцветных сари, которые враз оголили себя выше пояса и вместе пошли купаться. На каждом шагу здесь продают пустые емкости, в которые паломники набирают воду из Ганги, для того, чтобы увезти ее с собой в самые удаленные уголки Индии. К нам подходили люди, с просьбой сфотографироваться. Харидвар, в отличие от Варанаси, совсем не туристическое место и мне кажется, многие из индусов видели белого человека впервые.


Далее мы решаем посетить Храм Манса Деви – богини исполняющей желания. С городом его связывает канатная дорога, но дорогу к ней мы сразу не нашли и поднимались в гору пешком. Пройдя рынок, начали подниматься по каменным ступеням, а затем по дороге, вдоль которой бегали обезьяны. Особенно умилила одна – с ребенком в обнимку :-)


В храме огромное количество верующих. К главной святыне, которая расположена за серебряным алтарем индусы несут цветы и благовония, и взамен получают их же, только освященные. Мне также досталась половинка кокоса, в котором были цветы. До конца не понимая, что с этим нужно делать, я впоследствии выпустила ее в воды Ганга.


После посещения храма, спускаемся вниз на канатной дороге. К кабинкам большая очередь. Но все очень организовано. Посетители в отдельном помещении сидя ждут свою очередь, а затем их группами приглашают на посадку. С горы открывается панорамный вид на город, но, к сожалению, погода немного испортилась, и мы не смогли в полной мере им насладиться.


Спустившись на канатке вниз, попадаем под небольшой дождь – первый наш дождь в Индии. Затем направляемся к Ганге. Каждый вечер сотни людей собираются здесь на красочную церемонию Арти. Незабываемое зрелище - когда сплетённые из трав и наполненные лепестками цветов сосуды с зажжёнными внутри светильниками под многоголосую молитву опускают в воды Матери-Ганги. Это приношение Совершенному. Благодарность за тот свет, что дарится людям в течение всего дня. Свет солнца, свет любви, свет Его Божественного Присутствия.
Здесь совершают пудж — незабываемо красивый обряд очищения души и поминовения предков. Обряд выглядит как подношение божеству Ганге различных даров. Некоторые дары обязательны: благовония, цветы, сандаловая паста, пища и огонь. Благовония - элемент воздуха, цветы - элемент пространства, горящий светильник символизирует свет - огонь, пища - воду, сандаловая паста - землю. Осознанно предлагая эти дары, человек соединяет энергию тела и сознания с источником божественного. И таким образом очищается. Выпустив в воды Ганги дар из храма Манса Деви, надеюсь, я также прошла церемонию очищения. Уже на вокзале, подводя итоги сегодняшнего дня, я подумала о том, что в Харидваре, как нигде в другом месте, ощущается самозабвенная, всепоглощающая вера индусов в Бога.


Отдельно напишу о поезде Харидвар-Амритсар. Бронировали мы билеты в 1-м классе в надежде на более «комфортную» поездку. Хотя… комфорт в Индии – понятие растяжимое :-). Сначала мы с трудом нашли вагон (фамилий наших на вагоне не оказалось), а зайдя внутрь, увидели купейный вагон (в нашем понимании). Некоторые купе были на 4-х человек, а некоторые на двух. На авось, мы заняли двухместное купе, вписали в свои распечатки с брони номера полок и принялись с тревогой ожидать контролера. Через некоторое время он вошел и с важным (как и положено индийскому чиновнику) видом тщательно проверил наши распечатки с вписанными туда ручкой местами. О чудо, ему все подошло!


Мы были счастливы, даже, несмотря на то, что постельное белье в этом вагоне «первого» класса не положено, а ехать нам всю ночь. Ну да ладно, у нас с собой есть свое, осталось немного коньяку, а на перроне разносят массала чай, который продавец подал нам через решетку окна. Жизнь прекрасна.

Предыдущая страница | Начало | Следующая страница


Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz