Амритсар. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе. Ссылки

ИНДИЯ

Амритсар - религиозный центр сикхов

11.04.2012. Одиннадцатый день в Индии. Амритсар.
Ранним утром поезд доставил нас в г. Амритсар. Напишу немного о том, что же привело нас сюда.

Историческая справка
Город Амритсар, расположенный в северо-западной части Индии (штат Пенджаб), является историческим, культурным и религиозным центром сикхов. Сикхизм – это религия, провозглашающая равенство всех людей перед Богом, независимо от каст и социального положения. Сикхи верят в карму и перерождение и поклоняются Единому Богу. Служение людям – вот главная цель жизни. В их среде особо почитается труд на благо общества, они не приемлют алкоголь и наркотики. Религиозные обряды у сикхов совершают не жрецы, а воины. Согласно их вере, общение с Богом происходит в душе человека и посредники здесь не нужны. Основатель сигхизма - Гуру Нанак (1469-1539 гг.).
Он почти четверть века странствовал, донося до людей новую религию и провозглашая идеалами труд, равенство, активную жизнь и взаимопомощь. В настоящее время число последователей сикхизма составляет около 6 миллионов. Каждый сикх почитает 5 «К» - 5 религиозных символов: Keshas (волосы), Kangha (гребень), Kara (металлический браслет на запястье), Kirpan (ритуальный кривой меч), Kachha (узкие брюки). Слово "сикх" означает "лев". Сикхи не стригутся и не бреются - волосы считаются живой частью организма. Чалму носят только зрелые мужчины, юноши и дети - маленький платочек на голове. Известны случаи, когда длина материи, для чалмы достигает 150 метров!!!
Представляю, сколько времени занимает процесс ее наматывания и какую тяжесть приходится сикхам носить на голове.

Город Амритсар печально прославился в 1984 году, когда здесь засели сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства. По приказу Индиры Ганди правительственные войска вошли в храм и уничтожили мятежников. Сикхи понесли колоссальные потери, за что Индира Ганди поплатилась жизнью – она была убита собственным телохранителем – сикхом.

Главной достопримечательностью и важнейшей святыней сикхов является Золотой храм (Хармандир Сахеб), который ежедневно посещают тысячи людей.


Еще дома, после просмотра фильма Димы Комарова «Мир наизнанку», мы узнали о том, что сикхи предоставляют всем посетителям храма бесплатное жилье и еду. Безусловно, это не было целью нашего приезда сюда. Но все - же интересно – как такое возможно в нашем мире?

С железнодорожного вокзала к храмовому комплексу идет бесплатный автобус, на котором мы и уехали. Нужно отметить организованность сикхов – все выстроились в очередь на автобус и не спеша, занимали в нем свои места. В самом автобусе всю дорогу они пели религиозные песни.

Прибыв к месту назначения, через главные ворота проходим на территорию комплекса. Цель – найти бесплатную гостиницу. И здесь нам помог пожилой сикх, по пути рассказав о самом храме, а также о том, что на его территории есть бесплатная столовая для всех посетителей. Гостиничный комплекс состоит из огромной гостиницы для индусов и небольшого хостела для иностранцев, состоящего из отдельных комнат на несколько человек, душевой комнаты и даже – автоматической стиральной машины. На входе нас приветствовал хостельер в высокой чалме и проводил через большую комнату, в которой стояли кровати с лежащими на них людьми в комнату поменьше - на три койки. Мы оказались одни в этом «гостиничном номере». Интерьер скромный – кровати, шкафчики с замками и вентилятор. На кроватях только матрасы. Номер не отличается особым комфортом, но все чисто. Наскоро переодевшись, оставив вещи в шкафу и закрыв его своим замком, отправились на осмотр храма.


Перед входом в Золотой храм снимаем и отдаем на хранение свою обувь. Голова мужчин и женщин должна быть прикрыта. Туристам выдают платки, предназначенные для этой цели. Дальше проходим сквозь ванну, наполненную водой, омывая ноги. И в прямом смысле замираем от восторга. Перед нами, весь горящий в лучах солнца, невероятной красоты храм. Расположенный в самом центре озера, он отражается миллионом сверкающий золотом бликов на воде. Озеро называется Амрита Сарае - «Озеро бессмертия». Вода в водоеме считается здесь священной – омовение в ней (по мнению верующих) исцеляет и дарует просветление. А плавающие в нем разноцветные огромные карпы придают ему неповторимое очарование (см. Схема Золотого храма).


Историческая справка
Золотой храм был построен в 1589 году во время правления гуру Арджана Дева Джиа. Большая часть строительства велась под надзором императора сикхов Ранджит Сингха. Глава сикхской империи Пенджаб жертвовал значительную часть своего богатства и строительных материалов на строительство великолепного сооружения. Только на облицовку здания медными плитами, покрытых позолотой использовано 100 кг золота.


Существует легенда о гордой принцессе, которая не хотела выходить замуж за выбранного отцом жениха, и тогда тот, в наказание, поклялся отдать ее за первого встреченного на дороге мужчину. Им оказался нищий бродяга, весь покрытый язвами. Девушка привела его к священному озеру, а сама убежала, не желая быть замеченной рядом с бродягой. Когда девушка вернулась, сидел красивый мужчина на том месте, где она оставила своего больного мужа. Она обвинила его в убийстве. Но тут увидела, как пара черных лебедей села на воду, а затем взлетела вверх уже с белым оперением. После этого девушка поверила в чудесное выздоровление своего мужа.

Осматривая храмовый комплекс, мы не спеша обошли пруд в обрамлении белых мраморных плит. Вокруг храма по часовой стрелке постоянно движется нескончаемая вереница паломников. Со всего мира приезжают сюда люди, чтобы выразить свое почтение и искупаться в священных водах озера. Сикхи, считающиеся одной из самых богатых диаспор мира, жертвуют храму колоссальные деньги. Внутри интерьер украшают различные святыни сикхских Гуру. Существует также центральный музей, где на мемориальных досках записаны исторические события и памятные даты, важные для веры сикхов. В дань уважения солдатам-сикхам, погибшим за независимость Индии, установлены памятники.


Для того, чтобы войти внутрь храма, нужно выстоять огромную очередь. Поэтому сначала мы решаем подкрепиться, и отправляемся в сторону общественной столовой. Всем приходящим, независимо от национальной и религиозной принадлежности, сикхи бесплатно предоставляют еду. На входе получаем чистую тарелку, ложки и пиалу для воды. Вместе с остальными «страждущими» проходим в огромный зал, на полу которого лежат тканевые дорожки, на которые мы и садимся. Работники столовой носят ведра с едой и накладывают всем в тарелки. С чайников наливают питьевую воду. Для того, чтобы получить хлеб – лепешку чапати - необходимо руки сложить лодочкой. Еду раздают бесплатно, а готовит ее целая армия добровольцев. По мнению знатоков, считается, что вкус здешнего «дал махани» – традиционного блюда жителей провинции Пенджаб, приготовленного из чечевицы, сваренной на медленном огне в течение нескольких часов с добавлением масла и специй, не имеет аналогов в мире. Сикхи скажут вам, что вкус блюду придает святая вода, которую используют для приготовления «дал махани». На выходных эту еду готовят в еще большем объеме. Весь процесс приема пищи проходит очень быстро, т.к. желающих покушать…только вдумайтесь в эти цифры – 200 тысяч в день!!! А на праздники в два раза больше! После каждого приема пищи, сикхи делают влажную уборку, и сразу же принимают следующую партию едоков. На выходе сдаем грязную посуду. Процесс ее мойки проходит в несколько этапов, начиная от мыльной воды до ополаскивания. За огромными ваннами круглосуточно моют посуду добровольцы т.к. данная миссия считается почетной для каждого сикха.


После приема пищи направляемся в Золотой Храм. Путь туда пролегает по длинным мосткам, по которым постоянно передвигаются толпы людей, создавая огромную очередь на вход. Нам повезло быстро пройти эту очередь. Само здание храма представляет собой несколько этажей. На каждом из них - молящиеся и поющие гимны сикхи. На самом верхнем этаже в небольшой часовне главный гуру читает вслух священную книгу "Гуру Грант Сахиб" - сборник религиозных стихов и гимнов, созданный десятью сикхийскими гуру, а также мусульманскими и индуистскими священнослужителями. Священная книга читается круглосуточно, голоса чтецов усиливаются динамиками и звучат над огромным пространством. Гимны поют в храме в течение всего дня, заполняя залы дворца очаровательными звуками флейт, скрипок и барабанов. Нам удалось, несмотря на запрет, сделать несколько снимков в самом храме.


Выйдя наружу, опять и опять совершаем круги почета вокруг озера, иногда присаживаясь на ступеньки и наблюдая за происходящим вокруг. По ходу к нам подходят индусы, прося сфотографироваться с ними, дают подержать на руках детей. Делают они это ненавязчиво, с ноткой стеснения, что позволяет и мне чувствовать тихую радость и умиление в душе. Я обратила внимание, что в озере совершают омовение исключительно мужчины, но зайдя в отдельно отгороженное помещение, увидела за этим занятием и женщин. Очень величественно и сурово выглядят экипированные всеми необходимыми атрибутами сикхи. С одним из таких я сфотографировалась. Здесь же можно увидеть охранников, облаченных в оранжевые одежды, с копьями в руках. На первый взгляд они могут показаться строгими и неприветливыми, но один из них все же не отказал в моей просьбе сфотографироваться. Хочу отметить также, что сикские женщины предпочитают носить пенджаби. Костюм пенджаби состоит из длинных брюк, подвернутых на уровне лодыжки, и туники или платья длиной три четверти, ниже колена. Сверху драпируется шаль. Цвета и оттенки самые разнообразные.


Очень интересно и познавательно прошел день, а вечером нас ожидает не менее значительное событие. Мы планируем посетить пограничный пункт Атари, находящийся на границе с Пакистаном, где изо дня в день проходит совершенно необыкновенный церемониал закрытия государственной границы. Выйдя за территорию храмового комплекса, встречаем человека, с которым предварительно договариваемся о поездке. Оказывается этот человек – водитель джипа и в его задачу входит собрать людей, дабы занять все свободные места. Это ему удалось с лихвой – общее количество людей, поместившихся в его машину, составило двенадцать (не считая водителя). Я впервые видела, чтобы на водительском сидении одновременно сидел и водитель и пассажир.


Расстояние до пограничного пункта – 29 км мы преодолели достаточно быстро. Еще около километра шли пешком, по ходу наблюдая за толпами спешащих к месту назначения индусов. По дороге мне удалось сфотографироваться с очень колоритным пограничником. Форма у них роскошная – особенно петушок на голове и гетры.

У пограничного пункта проходим небольшой досмотр и отправляемся на специально выделенную для иностранцев трибуну. Вагах Бодер единственный сухопутный КПП на границе с Пакистаном, где каждый вечер на церемонию спуска государственных флагов собираются тысячи зрителей с обеих сторон. Здесь все, как на стадионе. С обеих сторон границы расположены трибуны, которые на наших газах начали заполняться до отказа.


Особенно на «нашей» индийской стороне. Учитывая довольно непростые отношения между странами, ритуал превращается в темпераментное соревнование между двумя соперничающими командами гвардейцев, которое жарко подбадривается присутствующими здесь болельщиками песнями, танцами, речевками, криками — накал страстей пожалуй пожарче, чем на футбольных матчах. Здесь есть так называемый «тамада» - заводила, который и руководит всей церемонией. Словами описать сложно.


Нужно только видеть этот взмах рук и ног гвардейцев, среди которых, кстати, есть и женщины, слышать эти воинственно-гордые крики. Гордость за страну передается нам. Вот уже и мы кричим за ведущим «Хиндустан, Зингабат», что означает «Слава Индии». На пакистанской стороне происходит нечто подобное. Страсти накаляются до момента спуска флагов Индии и Пакистана. Затем сложенный флаг очень торжественно в сопровождении караула проносят мимо трибун. На этом церемония считается закрытой, но люди еще долгое время не уходят, а фотографируются на фоне уже закрытых к тому времени ворот. И так – каждый день.


Возвращаемся обратно к своему джипу, ожидающему нас на стоянке. Настроение приподнятое, т.к. не часто встретишь в жизни подобный патриотизм и любовь к родине, проявляющийся в такой открытой форме простыми людьми. Мне кажется, нам есть чему поучиться у индусов.
Домой домчались очень быстро, наш водитель-лихач, сидя на одном сидении с пассажиром, по дороге умудрялся еще громко кричать и ссориться с другими участниками дорожного движения.
День приблизился к концу, на улице уже стемнело, но зайдя на территорию храмового комплекса, мы были удивлены тем, что людей меньше не стало, наоборот – очередь в сам храм увеличилась. Мы были вооружены фотоаппаратом и штативом, что позволило запечатлеть все великолепие храма при ночном освещении.



Мне запомнился пожилой сикх, сидящий у кромки воды. Увидев меня, пригласил присесть рядом, и мы начали неспешную беседу «за жизнь». Его интересовало: Откуда мы? Как живем? Что привело нас в Индию и как нам здесь нравится? Я, в свою очередь, интересовалась их жизнью, их традициями. Вскоре подошла его супруга и мы, пожелав друг другу счастья, тепло попрощались. Я абсолютно уверена, что именно такие моменты позволяют наиболее глубоко познать страну, ее людей, обычаи и традиции.


Вернувшись в нашу комнату в хостеле, обнаружили на третьей кровати чьи-то вещи. Ну да ладно, уживемся. Тем более, что уже в 4 утра мы должны выехать на автовокзал, чтобы дальше продолжить наше путешествие на север Индии.
Вот так и прошел наш, полный впечатлений и событий сегодняшний день – день, который останется в памяти на всю жизнь.

Схема центра Амритсара


Предыдущая страница | Начало | Следующая страница




Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz