Варанаси. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

ИНДИЯ

Варанаси - город который старше самого Вавилона
07.04.2012. Седьмой день в Индии. Варанаси
Проснувшись утром, я решила подойти к русскоговорящей группе в соседнем купе. Еще накануне вечером, они устроили суету с перемещением по вагону и сменой мест (все в наших славянских традициях). А, учитывая то, что с ними ехал гид, говорящий на русском, мне хотелось уточнить у него как добраться до Дасасвамет гхата в Варанаси.
Туристы (группа из человек шести среднего возраста) оказались харьковчанами, путешествующими по Индии с гидом. Они очень удивились, узнав о том, что мы путешествуем в одиночку. Посыпались вопросы, ответы на которые приводили их еще в большее изумление. Они с гордостью рассказывали, что ездят только в кондиционированных авто, единственное неудобство – поездка в этом поезде :-) Что ж, каждому свое. Да и гид оказался неспособным ответить ни на один мой вопрос..:-)
Ну да ладно, сами разберемся.
Поезд прибыл в Варанаси около 11 часов дня. Выйдя из вагона, сразу окунулись в жаркое индийское лето, толпу людей на перроне, помогал, попрошаек… Мое внимание привлекли, стоящие прямо здесь, тележки с горой свежих огурцов. Продавцы их чистят и продают. Отличное блюдо для утоления жажды.


Что же привело нас в Варанаси? Прежде всего – желание своими глазами увидеть окутанный тайнами и легендами древний город мира.
Как Ватикан является центром католичества и главным религиозным центром Европы, так Варанаси с незапамятных времен – столица религиозной Индии. В колониальные времена Индии этот город назывался Бенарес, а древнее его название Каши. Варанаси - настолько древний город, что знаменитый писатель Марк Твен сказал: «Варанаси старше истории, старше традиций, старше легенд, а выглядит вдвое старше, чем все это, вместе взятое».
Религиозные жители Индии считают, что даже камни под ногами прохожих в Варанаси являются святыней, а в трактате «Каши Пуран» пишется о том, что человек, жаждущий тут побывать, освобождается от грехов прошлых жизней. Этот трактат настолько впечатляет индусов, что некоторые считают Варанаси центром Вселенной.
Ни один индийский город не упоминается в местных мифах чаще, чем Варанаси. Например, географическая особенность города – он стоит на трех холмах, в мифологии обозначает трезубец Шивы. Весь город расположен исключительно на западном берегу Ганги, ведь восточный берег Ганги считается местом, в которое Шива переправляет души умерших. Да и вообще Варанаси в мифологии – это земное жилище Шивы.

Своим местом проживания мы выбрали гест, находящийся на самом берегу священной реки. Сначала на моторикше, затем с помощью велорикши, дальше пешком, добрались до Dasaswamedh Ghat. В принципе гхат - это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В Варанаси - 80 гхатов, и у каждого из них есть свое название, своя история, свои легенды. Dasaswamedh Ghat считается центральным гхатом Варанаси (см. Карту Варанаси ).
Спустившись к Ганге вниз по ступенькам, отправляемся на поиск забронированного ранее геста «Ganpati Guest House» . Он находится в старинном здании из красного камня. К входу нужно подняться по высоким ступеням. Внутри отеля небольшой зеленый дворик с деревянными столиками и скамеечками. Т.к. этот гест активно рекламируется в интернете, большинство его постояльцев – европейцы. Без проблем селимся в однокомнатный номер за 35 $ сутки. Сквозь маленькое окно просматривается Ганга. Приятно порадовал душ с горячей водой и наличие в номере кондиционера. Здесь мы планируем быть чуть больше суток - завтра в 11 утра на поезде мы выдвигаемся на север страны.


Свое знакомство с этим удивительным городом мы начинаем с прогулки по гхатам. Сказать – очень жарко – это не сказать ничего. Такое впечатление, что температура воздуха +50-60 градусов, камни раскалены, река также не дает должной прохлады.
Вся религиозная жизнь в городе сосредоточена на гхатах, ведущих к священной реке Ганге. Индусы рассматривают ее как эликсир, который приносит чистоту жизни и спасения мертвым. Религиозные убеждения индусов побуждают их предпринять паломничество в Варанаси хотя бы один раз в течение жизни. Каждый человек совершает свой собственный ритуал соприкосновения со священной Гангой: одни купаются; другие пьют воду, третьи преподносят воде свои жертвоприношения в виде цветов, фруктов, четвертые заполняют принесенные горшки святой водой, чтобы забрать в свои дома для выполнения религиозных ритуалов.


Во все времена паломники приезжали в город со всех концов Индии, даже за несколько тысяч километров, чтобы искупаться в Ганге, очиститься от грехов и… умереть, дабы мгновенно возвысится к небесам. Смерть является неплохим бизнесом в Варанаси. Слабые, больные, и пожилые приезжают в город в ожидании смерти. Умереть в городе на берегу реки жизни означает умереть с надеждой на спасение, с надеждой на избавления от бесконечного цикла жизни и смерти (реинкарнации), и получить мокша, то есть вечное блаженство. Таким образом, на протяжении веков индусы приходили в Варанаси, чтобы умереть или принести прах умерших, дабы развеять его над святыми водами реки Ганга.
Набожные индусы рассматривают кремацию в качестве важного обряда, освобождающего душу от тела, что позволяет умершему возвыситься на небеса. В традиционной культуре индусов, когда человек умирает, тело усопшего ритуально омывается, труп сжигается на костре, затем члены семьи рассыпают прах над святой рекой. В Варанаси каждый день ритуально кремируют сотни тел в нескольких гхатах вдоль реки. Кремация мертвых тел происходит 24 часа в сутки. Умерших несут на бамбуковых носилках по улицам старого города, затем окунают в реку, и лишь тогда сжигают. Тела окутаны блестящей тканью и покрыты гирляндами цветов. Чтобы скрыть запах горящих тел, в костер бросают благовония. Самым большим гхатом, на котором проходит кремация, является Маникарника гхат. Приблизившись к нему и сделав фото, мы сразу были окружены какими-то индусами, высказывающими возмущение по этому поводу, и тут же требуя деньги. Услышав наш отказ, подняли страшный шум, грозились полицией, и отвязались лишь только после того, как мы их уверили, что готовы немедленно идти с ними в полицию.


А на гхатах жизнь протекает по своим собственным законам. Здесь постоянно кипит жизнь и смерть. И днем и ночью. Кто-то совершает здесь омовение и смывает в священной реке свои грехи, кто-то приходит сюда отдаться в руки цирюльнику, кто-то медитировать, почистить зубы и умыться в Ганге ...а кто-то, совсем рядом от этого праздника жизни, отправляется в последний путь.
Коровы с буйволами, козы, собаки также являются участниками всего этого процесса и периодически окунаются в священную реку вместе с людьми.


Но почему то это все не сильно шокирует и не вызывает отвращения (по началу непривычно, не более) - это воспринимается как само собой разумеющееся. Так должно быть. Всего описать, что происходит на гхатах, невозможно. Надо самому там быть и видеть своими собственными глазами. И все это действо происходит под бой барабанов, звуков флейт или губных гармошек. Энергетика сумасшедшая. В отличие от нас европейцев, где все происходит за закрытыми дверями, здесь каждый аспект жизни на виду.


В наши планы сегодня входит посещение самого главного и священного храма Варанаси – «Каши Виванатх» («Золотой Храм»). Как и положено центру религии, количество храмов в Варанаси трудно сосчитать, но по некоторым данным их не менее двух тысяч. Обслуживание этих храмов – основное занятие местных жителей.
Поднявшись наверх по ступенькам, окунаемся в настоящий индийский хаос. Если на гхатах у Ганги сосредоточена вся религиозная жизнь, то в самом городе вообще сложно понять что происходит. Здесь, как говорится, все смешалось: кони, люди... Старая, вплотную примыкающая к Гангу часть города покрыта улочками, метра полтора шириной, с бесконечным количеством хитрых поворотов и ответвлений.


Они заполнены всевозможным народом, от торговцев и попрошаек, до чистильщиков обуви и предсказателей судьбы, и еще не понятно кем. Идущие навстречу люди задевают друг друга плечами, тут же у стен готовят и продают, едят, гладят белье, зазывают в лавчонки и выливают под ноги мыльную воду.
Добавьте к этому буйство красок, запахов удивительную игру мягкого, рассеянного света, и вы получите примерное представление о Варанаси. Глядя на такие картинки разве возможно подумать, что на дворе 21-й век??? Такого количества цветов и красок я нигде не встречала. Здесь никто не одевается в угрюмые серые одежды, как у нас например.
Здесь все яркое!


Варанаси впечатляет и шокирует одновременно. Завернув в один из переулков, попадаем на индийский базар. Чего здесь только нет! Сувениры, ткани, одежда, еда и многое, многое другое. Замечая полицейских, спрашиваем дорогу к храму. «Прямо» - говорят они и указывают направление. Видим какой-то вход в храм, но туда идут только индусы, а нас отправляют дальше. В этом хаосе вообще невозможно ничего понять и я уже начинаю терять надежду (слышала же, что в храм пускают только индуистов). Умиляют лишь прыгающие по крышам обезьяны.

Еще час ходьбы по кругу и вот чудо - вход найден. Все вещи сдаем в камеру хранения, фото, видео в храме запрещены, проходим тщательный досмотр. Заходим в узкий дворик, где я покупаю цветы. Непосредственно у самого входа в храм полицейские проверяют наши паспорта, что-то записывают в огромный талмуд. Рядом с ними оставляем обувь и уже босяком направляемся в храм. Он полностью оправдывает звание «золотого», ведь только на позолоту куполов было использовано 800 кг драгоценного металла. В одном из помещений храмового комплекса находится святыня этого места – лингам Ади Вишеашвара. Лингам украшен цветами, а вокруг него обвита серебряная кобра, своим капюшоном покрывающая его сверху. Помещение до отказа наполнено верующими, каждый из которых пытается протиснуться к святыне, самозабвенно исполняя только им понятные ритуальные действия. В другое помещение также очередь, а когда я заглянула вовнутрь, священнослужитель пригласил меня войти. Сидя на земле, я повторяла за ним слова молитвы, а затем, согласно ритуалу, помазала себе лоб пеплом. Затем мы долго сидели на мраморном полу храмового комплекса, слушая песнопения, наблюдая за паломниками, и удивляясь великой и искренней силе веры этих людей. Феномен Индии - при всей своей бедности люди приветливы, доброжелательны и улыбчивы в основной своей массе. В чем причина их такого отношения к жизни? Наверно в религии. Индусы считают, что их душа перевоплощается после смерти, а вот в кого, это уже зависит, как ты себя вел.
И вообще, если в этой жизни ты плохо живешь, значит, в прошлой ты много грешил, и тебе ничего не остается, как замаливать свои старые грехи и чистить карму.
На обратном пути мы занялись покупками. Зная о том, что Варанаси славится изготовлением изделий из шелка, мне хотелось купить платок или шаль маме в подарок.
Я не большой специалист в этом вопросе, а от разнообразия цветов, фактуры материала голова шла кругом.
Зайдя в один из магазинчиков, была радушно встречена почтенным, пожилым хозяином. Он усадил меня рядом с собой и начал показывать свое богатство. Молодой парнишка, по- видимому, его помощник, приносил всевозможные ткани, а хозяин мне рассказывал об их качестве и цене. В итоге я у него купила, после небольшого торга, изумительный небесно-бирюзового цвета платок.


Это интересно: изделия из шелка являются неотъемлемой частью свадебного приданого каждой индийской девушки. Изготовленная в Варанаси парча исторически считается одной из лучших в Индии и хорошо известна во всем мире. Ее особенностью является вышивка из золотых и серебряных нитей. Такие изделия сравнительно тяжелые в силу того, что узор украшен золотыми и серебряными нитями. В зависимости от сложности дизайна и моделей, изготовление сари занимает от 15 дней до одного, а иногда до нескольких месяцев. Техника изготовления весьма сложная и требует большого опыта. В этот бизнес вовлечены целые семьи, дети начинают познавать азы искусства с самого раннего возраста. Традиционно, на протяжении веков, шелк изготовляла мусульманская община города. Произведенные в Варанаси шелковые ткани можно встретить в любом уголке Индии, их высокое качество общепризнано: говорят, что тело Будды было завернуто в саван из шелка, изготовленном в Варанаси.

Уже на обратном пути к гостинице, рискнули и выпили на улице по стаканчику свежевыжатого сока манго. Ах, будь что будет! К слову скажу, что за все время пребывания в Индии, мы не страдали проблемой желудка. Может еще и потому, что каждый день принимали несколько таблеток активированного угля. А в большей степени, я уверена, все происходит именно от того, как ты сам к этому относишься.

Придя к себе в гостиницу, решили наконец-то поужинать. Ресторан находится на крыше отеля. Отсюда открывается потрясающий вид на Гангу и близлежащие гхаты. За соседним столиком две европейки кушали овощи карри. Мы решили заказать себе такое же блюдо плюс водичку и чапати. Очень вкусно. Но главное – мы не могли оторвать глаз от изумительного вида на реку и проплывающие по ней лодки. Сгущались сумерки — самые прекрасные часы на реке. В лучах заходящего солнца вода в реке сначала становится золотой, потом розовой, затем красной и, перед тем, как окончательно стемнеет, темно- голубой ...

Сегодня вечером у нас запланировано посещение еще одного важного мероприятия – вечерней аарти (молитвы). Это одно из самых завораживающих зрелищ Варанаси, которое происходит каждый вечер на Dasaswamedh Ghat. Группа молодых индусских священников - брахман исполняет аарти - своеобразный ритуал в индуизме с зажженными свечами, в ходе которого преподносят пожертвования: благовония, цветы, фрукты и прочее. Красочный 45-минутной ритуал выражает поклонение Шиве, священной Матери Ганга, Сурье (Солнцу), Агни (огню), и всей Вселенной. Ритуал аарти чрезвычайно зрелищный. Тысячи людей посещают эту церемонию, приходя заранее, чтобы занять удобные места на берегу, а многие наблюдают церемонию с лодок. Ничего подобного я не видела. А какие одухотворенные лица у брахман, как громко играет музыка и как самозабвенно поют гаянтри мантру индусы. Во многих мантрах обязательно присутствует звук «ом», являющий священным символом триединого божества (Брахма, Вишну и Шива) у индусов.
По окончанию церемонии верующие подходили к открытому огню и умывались им. Затем засветились и поплыли по воде сотни глиняных светильников, пущенных руками верующих. Каждый застыл в ожидании, стараясь не спускать глаз со своего огонька. Чем дальше будет он плыть, тем больше желаний сбудется в жизни. Огоньки покачивались на воде, многие погасли, но другие упорно плыли вдаль, пока совсем не скрылись с глаз. Я также пустила в Гангу свой светильничек. Медленно сумерки сменила ночь. Река успокоилась и словно заснула… Мы последовали ее примеру и, наполненные впечатлениями этого бесконечно - интересного дня, спокойно уснули.

08.04.2012 г. Восьмой день в Индии. Варанаси.
Ранним утром на берегу можно встретить мальчишек, которые предлагают туристам покататься на лодке. Мы также не были обделены вниманием и, поторговавшись, за 100 рупий арендовали лодку с лодочником на 1 час. Набережная Варанаси в лучах восходящего солнца зрелище потрясающее. Здания приобретают розовато-золотой оттенок. Сотни паломников - мужчин, женщин и детей - спускаются к реке, чтобы погрузится в священную воду, которая очистит их от страданий и смоет их грехи. Некоторые из них стоят по пояс в воде и поют священную мантру - Гаятри. Садху медитируют на берегу. На одном из гхатов стирают белье. На соседнем – ждет кремации, завернутый в саван покойник. В храмах начинается служба и оттуда слышна музыка. Мимо на лодках пропалывают паломники, туристы. Все это производит неизгладимое впечатление, которое словами не передашь. Это действует на уровне подсознания и дает какой-то эмоциональный подъем.

А час катания на лодке, к сожалению, проходит очень быстро. Сегодня мы уезжаем, и времени осталось только на завтрак и на дорогу к вокзалу.
Подытоживая свой рассказ о Варанаси, хочу сказать, что такого всплеска эмоций я в своей жизни не испытывала. Хотела бы я вернуться сюда еще? Да, потому что в этом месте такая сильная энергетика, которая наполняет все твое естество и дает силы дальше жить.
На вокзал мы добрались достаточно быстро. Наш поезд до Харидвара уходил в 10:35 по местному времени. Как обычно, поезд опаздывал, но к этому мы уже привыкли и спокойно наблюдали за местным населением. Запомнилась многочисленная семья, расположилась рядом с нами на полу. Из еды у них был только рис, который они с аппетитом ели руками. Подошедшей нищенке также отсыпали немного. Я угостила детишек конфетами, но сами они побоялись брать, пришлось отдать папе.

Наконец-то подошел поезд. Мы заняли свои места в купе в вагоне 2-го класса. Это «наш» плацкарт, только со шторками. Стоимость билета (самая дорогая за всю поездку из-за расстояния и класса вагона) 1200 рупий. Уже сидя на своих местах, заметили двух молодых ребят-индусов, которые, по всей видимости, имели билеты на наши места. Подошедший с важным видом кондуктор пытался нам рассказать о каком-то недоразумении, связанном с тем, что мы заказали билеты заранее. И тут меня прорвало. Я начала говорить на чистом украинском языке. Что говорила, уже не припомню. Кажется, пыталась рассказать, что Украина – великая страна, а здесь мы гости, английский мы не понимаем и т.п. Контролер молча слушал, затем с сочувствием начал рассказывать сидевшим рядом попутчикам о том, что мы иностранцы и по-английски не понимаем. В итоге нас оставили в покое, проводник выдал белье и сказал, что все ОК. Что это было – до сих пор не пойму :-)
Ехать в этом поезде нам почти сутки. За это время постараемся немного отдохнуть, привести записи в порядок и подготовиться ко второй половине отпуска. Сразу же в поезде нам предложили обед и мы, с удовольствием, кушали тали. Соседи по купе, молодая пара индусов, с интересом наблюдали как я ем рис руками, и с еще большим интересом за Андреем, который это делал ложкой :-)

Чуть позже к нам в купе, по очереди, начали заходить их родственники. А затем…о боже…шторка раздвинулась и к нам в купе зашла большая семья во главе с отцом семейства. «Такого еще не было»: сказал со второй полки мой муж. Отец семейства по очереди представил всех своих детей. Рассказал, что они едут к святой Ганге в Харидвар. Расспросил нас откуда и куда мы направляемся, затем я фотографировалась со всеми, кто смог поместится на полке :-), а в конце подарила им сувениры. Надеюсь, общение с нами, хоть немного очистило карму этого семейства :-)

Дальнейший путь прошел достаточно спокойно: мы отдохнули, еще раз покушали тали, я восстановила свои записи.
На утро, тепло попрощавшись с нашими попутчиками, мы вышли на вокзале индийского города Харидвар.

Предыдущая страница | Начало | Следующая страница



Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz