Каджурахо. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

ИНДИЯ

Каджурахо - храмы любви

06.04.2012г. Каджурахо. Шестой день в Индии.
Ранним утром поезд прибыл на железнодорожный вокзал в Каджурахо. Выдя из вагона, мы оказались на небольшой платформе. Собственно и сам вокзал небольшой, но очень чистый и уютный. Первым делом ищем камеру хранения, т.к. ночевка в данном месте не предусмотрена, а огромный рюкзак за собой таскать неохота. По ходу были атакованы местными помогалами. Один из них оказался более настойчивым, следовал за нами по пятам, чем страшно разозлил Андрея. Как потом выяснилось, это рикша, которому очень хочет нас заангажировать на целый день, в виду того, что по данной местности из-за разбросанности достопримечательностей, нужно перемещаться только на транспорте. А пока он всячески пытался помочь нам устроить вещи в камеру хранения.
Понять, кому сдать вещи было непросто. Какие-то чиновники с гордым и неприступным видом сновали взад-вперед. «Наш» рикша извертелся, пытаясь услужить сразу двум хозяевам – чиновникам и нам. Кстати, у входа в комнату, где, по всей видимости, мы сможем оставить вещи, познакомились с китаянкой Джейн, покорно ожидавшей свою очередь. Она путешествует одна по Индии вот уже два месяца, поэтому спокойна и невозмутима. А мы-то в отличие от неё здесь всего шестой день :-)


Наконец, после заполнения кучи документов, вещи в камеру хранения сданы. На всякий случай сделаны фото помещения и чиновников, дабы не было соблазна…
Выходим втроем на площадь перед вокзалом. Рикша семенит рядом, умоляя воспользоваться его услугами всего за 400 рупий – целый день. Но к нам подошел водитель авто и предложил арендовать себя и авто за 700 рупий на день. Сторговавшись за 500, выбираем кондиционированное авто. «Наш» рикша за услужливость был награжден «типс».


День обещает быть насыщенным, т.к. планируем посетить три группы храмов – Западную, Восточную и Южную. Они разбросаны по всему Каджурахо (см. Карту Каджурахо ).
На самом же деле Каджурахо — это растянувшаяся между храмовыми комплексами деревня с населением всего 10 тыс. человек. Но КАКАЯ деревня! Единственная деревня в мире с собственным аэропортом, на который несколько раз в неделю приземляются битком набитые Боинги. Тысячи людей ежедневно прибывают сюда, дабы посмотреть на загадочные Индийские храмы.
И не удивительно. Уникальные храмы были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24. Они стоят на высоких платформах и ориентированы по сторонам света. Материалом для строительства послужил камень-песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.
О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в ХХ-м веке.
Мы много слышали и читали о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они казались скорее сказкой, чем реальностью. И вот сегодня судьба предоставила нам возможность увидеть их наяву.
Смешение религиозного и эротичного в архитектуре, наводит на мысль о принадлежности Каджурахо к учению Тантры. Доказательство тому – скульптуры всех храмов, которые, в первую очередь, дань жизни, в ее возвышенном и непосредственном воплощении.
Эротические сцены представлены на относительно небольшой части фресок, хотя все скульптуры пронизаны тонким эротизмом, манифестирующим красоту чувственного человеческого бытия, отраженного с интригующей и изящной откровенностью.
Наш водитель Ариф заверил, что при такой жаре осмотр храмов займет максимум три часа. К счастью, погода была к нам милостива, и мы наслаждались осмотром целый день.

Первыми посетили Южную группу храмов.
В южной группе храмов выделяются Дуладео — с женскими фигурами и митхуной (романтическими парами влюбленных и эротические группы), и Чатурбхуджа — где стоит 3-хметровый образ Вишну. Сами южные храмы ничего особо не добавляют к представлению о классической скульптуре, по сравнению с восточными и западными храмами, но об этом мы узнаем чуть позже. Они меньше и не такие многоэтажные. Тем не менее, начиная своё знакомство с этим известным на весь мир местом, мы были поражены их необыкновенной притягательностью.

Храм Чатурбхуджа


Храм Дуладео


Особо мне понравилась сама дорога к ним с осликами и коровами, с речкой, где одинокий рыбак удил рыбу, а индуски в разноцветных сари полоскали белье и, конечно же, вид шедевров в чистом поле.


Восточная группа храмов
Южнее находится комплекс Джайнистских храмов. Наше знакомство с ними начинается с посещения музея, находящегося в необычном круглом здании. Вход стоит 5 рупий. Sahu Shantiprasad Jain Art Museum был открыт в 1987 году и содержит экспозицию из более ста скульптур и реликвий джайнистов. В полукруглых галереях выставлены статуи 24 джайнистских учителей называемых титанкарами. Мое внимание также привлек знак «свастика» символизирующий достаток и благополучие у индусов.


Затем мы продолжили осмотр самих храмов. Их здесь четыре в честь 4-х джайнистских учителей. Образ первого - Адинатха, восходит к незапамятным мифологическим временам, а славен он тем, что дал людям первые законы. Скульптура Адинатха вырезана из черного камня. Последний титанкар - Махавира был уже реальным историческим деятелем и проповедовал истины ненасилия, духовного освобождения и отказа от каст. Фигура последнего титанкара выполнена из белого камня.

Храм Адинатх


Самый высокий и впечатляющий из джайнистских храмов посвящен титанкару Паршванатху. Необходимо заметить, что в джайнистских храмах нет откровенно эротических мотивов, но скульптуры столь же притягательны. Кроме главных богов и богинь, женских фигур танцовщиц, выделяются драконы — символ лунной династии и бог смерти Яма - с головой быка и петлей, вынимающий души из тела. Изящество позы присуще даже им.

Храм Паршванатх


Наиболее новый, белый храм со львами у входа и галереями, посвящен 14-му титанкару Шантинатху. Титанкары всегда обнажены: нагота — одна из традиций джайнизма, как и известный обычай закрывать рот марлевой повязкой, чтобы не проглотить насекомое. Впрочем, в Каджурахо мы такой экстремальности не наблюдали: ни среди служителей-священников, ни среди немногочисленных медитирующих прихожан. Один из них, дабы немного подзаработать, провел нам небольшую экскурсию по одному из храмов, в темных местах подсвечивая фонариком скульптурные композиции.
Джайнистские храмы в Каждурахо реставрируются, но все остаются действующими.

Храм Шантинатх


Самый северо-восточный храм Ваманы (1100 г.) — это воплощение Вишну в виде карлика. На храме, кроме Вишну, имеются сотни скульптур других богов.


Напротив него расположен хорошо сохранившийся храм Джавари (1075 г.), в котором привлекает красотой резная арка входа.


Эти два храма стоят на высоких платформах, что несколько выделяет их из сельского пейзажа и возвышает над окрестностями.
Маленькие храмы Брахмы и Ханумана по дороге возле деревни — одни из наиболее старых храмов. Их мы наблюдали из окна автомобиля, но остановок не делали.


Как оказалось, самое интересное у нас впереди. Посещение Западной группы храмов. Время уже обеденное, и прибыв на центральную площадь Каджурахо, рядом с которым вход в Западную группу храмов, договариваемся с водителем о встрече вечером для отправки на вокзал. Правда Ариф умудрился нас «затянуть» в магазин «дяди». Расчет простой – мы покупаем, он получает комиссионные. Магазин имеет название Super-Mario kashmir art-mahal. Чего только здесь нет. Это и индийские сувениры, и сари, и ткани и даже приправы к еде. Супер-Марио, так зовут хозяина магазина, раскланиваясь, уговаривал нас приобрести эти, на его взгляд, изумительные вещи. Он даже показывал нам книгу с отзывами туристов на русском языке. Запомнилась запись женщины, которая расхваливала гостеприимного хозяина и готова была купить эти чудесные вещи, но, к сожалению, в соседнем магазине потратила уже все деньги :-)
Мы пообещали зайти после экскурсии и отправились обедать в ближайшее кафе. Из-за жары особо есть не хотелось. Поэтому ограничились только томатным супчиком с чапати. И, конечно же, вода, вода, вода.
В продолжение экскурсии подходим, сопровождаемые очередным «приставалой», к единственному действующему храму западной группы – храму Матангешвара, расположенному за пределами основного комплекса храмов. Его уникальность состоит в том, что он оставался постоянно действующим с момента возведения в Х-м веке нашей эры. Внутри находится огромный двухметровый Лингам — символ единения Шивы с супругой. Во время ежегодного празднества Шивратри, великой свадьбы Шивы и Парвати, храм привлекает огромное количество паломников, принимающих участие в древних религиозных церемониях.
Здесь же индуска в ярком сари одела нам на шею ожерелье из цветов, а уже на выходе из храма, нам повязали, прочитав молитву, красные ниточки на запястье рук. Мне - на левое, а Андрюше – на правое. В Интернете нашла любопытную информацию о том, что данный ритуал имеет арийские корни.
кРАсная нить- это луч Ра (солнца Духовного). Символизирует связь с РА. Место повязывания (связи) запястье-пульс. То есть сердце, которое есть сосредоточие РА (его дом). Так же указывается каким образом будет работать Луч Ра- пульс (ритм РА внутри человека) должен быть гармонизирован с Лучом Ра. Этот процесс приводит к активизации кРАсной нити и она начинает РАботать, то есть становится оберегом.
Часто действие нити может быть целенаправленно, в этом случае нить наговаривают, или намаливают, в зависимости от конкретной потребности.
Нить должна носиться по потребности и сжигаться - возвращаться к Ра по окончанию процесса.
Замужним женщинам нить вяжут на левое запястье, а незамужним и мужчинам – на правое. По другой версии - красная нить является мощнейшим энергетиком, способным влиять на поведение и судьбу человека, прошедшего ритуальный обряд, защитить его от негатива и помочь достичь того, что ему назначено судьбой.
Считается, что красная нитка на запястье носится на левой руке, потому что негативная энергия заходит с левой стороны тела. Левая рука и плечо подразумевает желание получать для самого себя, а правое плечо и рука — к желанию делиться. Потому негативные силы входят в нас с левой стороны тела. Красная нить не пускает негативные силы зайти. Она завязывается особой комбинацией из семи узелков, при этом каждый узел символизирует отдельное духовное измерение.
Какая из версий правильная? Возможно обе. На мой взгляд: мы живет в таком мире, что оберег никогда не помешает в нашей жизни, поэтому красная ниточка до сих пор у нас на запястье. Перетрется – придется опять ехать в Индию :-)


Далее направляемся, по ходу «отбиваясь» от совсем уж навязчивого «приставалы», к Главному входу на территорию западной группы храмов. Билет стоит 250 рупий. У входа наши вещи тщательнейшим образом проверяют. Создается впечатление, что просто из любопытства. Что же у этих «белых» в рюкзаке? Более того, охранники, увидев мою камеру, даже предложили нас снять вместе. Удивительный народ, представьте на минуту охранников в наших музеях :-)
Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились.
Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple).



Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми (небольшой храм, посвященный ей, находится неподалеку) олицетворяют абсолютную любовь и великодушие.

Храм Лакшми


Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

Перед храмом Лакшмана стоит каменный павильон, построенный между Х и ХI веками, со статуей Вараха — воплощением Бога Вишну в образе Вепря. С этим воплощением связана древняя легенда, согласно которой, Хираньякша, сын Богини Земли, обладавший большой силой, представлял угрозу миру, нападая на богов и небесных созданий. Однажды, чтобы доказать свою мощь богам, Хираньякша унес землю на дно мирового океана. Вишну в аватаре Варахи, выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках, но Хираньякша преградил ему путь, и Вишну вступил с ним в бой. Тысячу лет бились они не на жизнь, а на смерть. В конце концов силы сына Богини Земли были истощены и асура был повержен.
Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов. Вепря когда-то обнимала Притхви, богиня земли, от которой сейчас осталась только пара ступней и рука на шее кабана. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса. Археологи предполагают, что Вараха старше окружающих его храмов и был доставлен сюда из какого-то другого места.


Сам храм Лакшмана украшен великолепными барельефами, покрывающими его от основания до самой верхушки. Как он сохранился в таком отличном состоянии на протяжении тысячи лет уму непостижимо.
Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.
Здесь же, начинают встречаться различные сюжеты сексуального характера. Но в сценках секс далеко не главное… Для Чанделлов, это скорее путь к просветлению и нирване. Также, возможно, сексуальное содержание барельефов связано с тантрическими культами, в которых секс используется в качестве основного стержня богослужения.


Среди множества разнообразных сцен, украшающих стены храма, обратили внимание на барельеф посвященный Ганешу.
Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия. Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем. Согласно одной из легенд, головы его лишил его отец - бог Шива. Ганеша не пускал отца, воспылавшего страстью к супруге, в покои, где она находилась. Тогда Шива лишил его головы, забросив ее так далеко, что никто не смог ее отыскать. Богиня была в гневе и отказалась допускать к себе Шиву до тех пор, пока он не исправит положение. Чтобы успокоить супругу, Шива пришил Ганеше голову находившегося поблизости слоненка.
По поводу потери одного бивня также существуют легенды… Согласно одной из них, Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши. Другая легенда гласит, что однажды Шиву навестил мудрец Парашурама, но Шива в это время спал, и Ганеша отказался его впустить. Тогда Парашурама, в гневе, бросил в Ганешу свой топор и отсек ему правый бивень.

Хочется отдельно отметить очень искусно выполненные водостоки храма.
Внутри храма атмосфера действительно волшебная. Из небольших окон струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места.


После осмотра храма Лакшмана мы направились к самому крупному и величественному сооружению Западной группы — храму Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple). Этот храм, возведенный в период между 1025 - 1050 годами н.э., представляет собой вершину Чандельского искусства. Он посвящен богу Шиве. В отличие от Брахмы, бога-творца, и Вишну, бога-охранителя, Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Шива — обладатель и хозяин энергии всей нашей Вселенной. Энергии, которая все приводит в движение. Воплощением созидающей, плодотворящей силы Шивы является его лингам (фаллос). Во время спора Брахмы и Вишну о том, кто из них родился раньше и кого почитать творцом сущего, перед ними возник лингам Шивы необозримой величины и безупречной прямизны, пылающий, состоящий из света и огня. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде вепря спустился под землю, а Брахма в виде гуся поднялся в небо, но оба не смогли достичь цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов — истинным творцом, хранителем и причиной начала и конца мира.




Более 900 скульптур украшают святилище с его стройной башней, воплощающей гору Меру – символ Земли и Вселенной. Святилище было частично разрушено завоевателями – мусульманами и потому потеряло для верующих свое значение.


Особенно выделяется изображение пары соединившейся в экзотических любовных объятиях, где мужская фигура подвешена вниз головой. Только при рассмотрении барельефа как бы сверху, начинаешь понимать, что же все-таки на нем изображено.


На барельефах изображены многочисленные причудливые изображения богов, богинь, музыкантов и нимф. В нишах, во внешней части храма, расположились фигуры Ганеши, Вирабхадры, Брахми, трехглазой Махешвари и ужасающей Чамунды — убийцы демонов.


Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. Кстати, такие гирлянды можно встретить и в современных Индуистских храмах.
Войдя внутрь храма я увидела алтарь, с небольшим Лингамом. Вокруг витал аромат от тлеющих у алтаря благовоний, кто-то из хранителей храма, невидимый в сумраке зала, шептал нараспев молитвы… В подобных местах испытываешь, пожалуй, самые яркие впечатления от путешествий! Именно эти моменты запоминаются лучше всего и греют тебя спустя много-много лет.


Справа от храма Кандарья-Махадева, стоит храм Деви Джагадамба (Jagdambi Temple). Этот храм заметно меньше своего знаменитого соседа. Предположительно он был построен раньше и стал прообразом храма Кандарья-Махадева. Три пояса барельефов опоясывают тело храма, они украшены многочисленными повторяющимися изображениями бога Вишну и его аватаров.

В святилище храма стоит загадочная статуя, завораживающая входящих своим взглядом и вызывающая благоговейный трепет у паломников.
Некоторые исследователи полагают, что образ в святилище храма представляет Парвати, другие утверждают, что это черная богиня Кали, известная здесь под именем Джагадамби. В индуизме, Парвати является доброй ипостасью супруги Шивы — олицетворением женской творческой энергии. Кали — это темная ипостась Парвати. Она является символом разрушения, ужаса и страха.

Между храмами Кандарья-Махадева и Деви Джагадамба, расположена статуя Льва поднявшегося на задние лапы над коленопреклоненным воином с обнаженным мечом, не исключено, что этот образ являлся гербом Чанделлов.


Следующий храм, который мы посетили, носит имя Читрагупта, однако, он находился на реставрации, и мы только бегло осмотрели его барельефы с той стороны, которая не была закрыта строительными лесами. Туристов здесь практически не было и скучавший на ступеньках храма полицейский, оживившись, предложил нам провести экскурсию с показом редко бросающихся в глаза эротических сцен на его стенах. Пришлось деликатно отказаться от его услуг, но для себя отметили, какой все-таки поразительный народ эти индийцы.



В северо-восточном углу территории комплекса находится храм Вишванатха, который является третьим из трех главных святилищ Западной группы.


Известно, что храм был построен правителем Дхангадевой и его можно точно датировать 1002 г. В отличие от некоторых других храмов Кхаджурахо, которые, возможно, поменяли божества, которым были посвящены, Вишванатха является определенно храмом Шивы, что подтверждает открытый павильон, расположенный напротив главного храма, где послушно ожидает своего хозяина монолит сидящего Нанди — быка Шивы.

На больших панелях между балконами храма снова присутствуют изображения любовных пар, обнимающихся в окружении чувственных нимф. Женщины на некоторых идеализированных изображениях пишут письма, играют на музыкальных инструментах, ласкают младенцев. На южной стороне Вишванатхи используются декоративные мотивы со слонами, а на северной — со львами.

Как я писала выше, погода в этот день выдалась на редкость удачной, тучки закрывали жаркое индийское солнце и даже пошел проливной дождь, который мы и переждали в этом храме. Сидя на каменном полу внутри храма и слушая шум дождя, испытываешь какое-то удивительное чувство спокойствия и умиротворения. А после того, как он прекратился, в небе вспыхнула огромная яркая радуга. Как же прекрасен этот мир!


Уже направляясь к выходу, заметили маленький храм Парвати, выполненный в совершенно другом стиле, чем остальные, виденные нами храмы.



Подытоживая свой рассказ о храмах Каджурахо, могу с уверенностью сказать – это место величайшей силы и энергетики. В тончайшей работе мастеров вложена их душа, их чувства, великая вера в божество и бесконечность жизни. В таких местах я все время думаю о том, что жизнь – это величайший дар и нужно ценить каждый ее миг.
Выйдя за территорию храмового комплекса и прорвавшись сквозь толпу ошалелых продавцов сувениров, открыток, альбомов с изображением Великой камасутры, мы нашли небольшую скамеечку с великолепным обзором центральной площади. Попивая водичку, с интересом наблюдали за местной жизнью: торговцами, толпой окружающими туристов, лоточниками, мирно гуляющими по проезжей части и тротуарам коровами, веселыми босоногими детишками. Все очень пестрое, живое и… настоящее – без фальши. Я впервые задумалась о том, что, несмотря на мусор и пыль, чувствую себя в этой стране комфортно и спокойно.


До встречи с водителем у нас еще два часа и мы отправляемся на ужин. Находим уютную кафешку с видом на храмы Каждурахо с шикарным названием «Green view restaurant». Мы одни на открытом балконе второго этажа. Для нашего комфорта включили огромный вентилятор. Моем руки здесь же в зале - в рукомойнике времен моей бабушки. Официант суетится. Советует, какие выбрать блюда. Впервые за все время пребывания в Индии заказываем мясо. Это чикен (курица) в соусе кари. Блюдо в меру острое, мясо, как по мне немного пережаренное, но это и логично, учитывая жаркий климат. В целом - очень вкусно. Натуральный сок манго делает нашу жизнь еще прекрасней :-)


Подкрепившись и отдохнув, следуем к месту, где договорились встретиться с Арифом. Уже стемнело, в магазин «дядюшки» мы решили не ходить, а мирно беседовали с подошедшими индусами. К назначенному времени подоспела Джейн, и угрюмый водитель (мы же ничего не купили у дядюшки), был вынужден нас отвезти на вокзал.
До отхода поезда в Варанаси еще есть время. Забрав свои вещи из камеры хранения, занимаем скамеечку на перроне. Насколько возможно, приводим себя в порядок. Джейн это делает очень просто – на перроне есть краны с водой и она, без стеснения, моет голову. Как все просто в Индии.
Поезд подошел, когда было уже темно и, заняв свои места в вагоне, полностью удовлетворенные прошедшим днем мы сладко уснули.

Предыдущая страница | Начало | Следующая страница



Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz