Фатехпур Сикри. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе. Ссылки

ИНДИЯ

Фатехпур Сикри - мертвый город Акбара Великого

05.04.2012. г. Агра. Пятый день в Индии.
Сегодня вечером поезд увезет нас в одно из прекраснейших мест мира – Каджурахо, а пока мы имеем в распоряжении целый день. Номер освободили, а вещи оставили в отеле, в так называемой «Laggage room» – комнате без замка, с какими-то гладильными досками :-) Надеемся, все будет хорошо, это же Индия :-) В планах посещение еще одной достопримечательности Индии – города Фатехпур-Сикри. В гостинице за машину заломили 1200 рупий, и мы решили (спасибо путеводителю и накопившемуся опыту) ехать на «общественном» транспорте. Рикша довез до автовокзала (Bus Stand Idgah), с которого через каждые полчаса уходит автобус в нужное для нас место. Билет приобрели в кассе, стоил около 30 рупий.


В Индии есть два вида автобусов – государственные и частные.
Государственными автобусами в основном пользуются бедные слои индийского общества. Комфорт во многих из них, мягко говоря, условный. Как правило, экипаж автобусов состоит из двух человек: водитель и кондуктор. На автостанции работает зазывала. Весь процесс высадки-посадки пассажиров происходит очень быстро и театрально. Автобус еще не остановился, а люди уже выходят и заскакивают, зазывала орет о назначении маршрута, водитель играет на клаксоне. У кондуктора рабочий инструмент – свисток. Один рад свистнул – остановка, два раза – поехали дальше. Причем совершенно не понятно, зачем он свистит в полупустом автобусе, сидя возле водителя :-) На самых опасных поворотах все идут на обгон, посылая при этом интенсивные гудки вперед, в надежде, что они обогнут выступ и долетят до встречных авто. Не нужно также говорить, какой ажиотаж вызвали «белые обезьянки» (т.е. мы) среди пассажиров. Все на нас оборачивались, а мальчишка лет шестнадцати, сидящий впереди, так тот всю дорогу ехал с повернутой назад головой :-)
Расстояние до Фатехпур-Сикри составляет около 40 км, а ехали мы больше часа. Из окон автобуса наблюдали шумную, праздничную колону. Праздники в Индии – дело обычное. Ведь сколько богов – столько и праздников. Проезжая по сельской местности, воочию созерцали разложенные для просушки на солнце коровьи лепешки. Высушенный навоз — один из главных источников тепла и энергии в индийских деревнях.

Небольшая автостанция, на которую мы прибыли, находилась внутри огромного базара. Протискиваясь сквозь толпу людей, коров, мотоциклов, отмахиваясь от назойливых продавцов, мы наконец-то нашли нужный вход в старый город.

Карта Фатехпур-Сикри



Историческая справка
Фатехпур Сикри - удивительный, сегодня "мертвый" город с богатейшей историей и уникальными памятниками. Во времена правления Акбара Великого здесь располагалась столица его империи.
Историю создания города можно читать, как волшебную сказку. Согласно легенде, уже потеряв надежду зачать сына, император Акбар пришел сюда в поисках знаменитого суфийского мистика шейха Салима Чишти, у которого хотел испросить благословения и помощи. Молитвы были услышаны, и вскоре у императора родился сын. Акбар назвал принца Салимом, в честь святого, и поклялся построить новый город. Строительство началось в 1569 году и длилось около десяти лет. Рабочие и архитекторы со всех уголков Индии создавали бесчисленные дома и дворцы. Решетки, окна и даже балки крыш – все из камня. Мастерам удалось соединить два противоположных принципа – образная архитектура Индии и геометрическая исламская - стали единым целым. В этом городе все говорит о мощи древнеиндийских строителей - ведь всего за несколько лет пустынное место было превращено в настоящий сказочный город с роскошными садами и потрясающими зданиями. Город строился строго согласно единому плану, каждая постройка в нем уникальна и имеет глубокую индивидуальность.


По ступеням поднимаемся к Высоким воротам, которые называются также Ворота победы. Они возвышаются на шестьдесят метров над землей. Это вход в одно из главных сооружений – мечеть Джама-Масджид.
Воздвигнутая на самой высокой точке, она высится над всеми позднейшими строениями. Хотя это и мусульманская святыня, вход в нее напоминает индуистский храм, так как украшен изящными резными арками.
Первым делом, попадаем на огромную площадь, являющуюся сердцем всего дворцового комплекса. Нужно сказать, что она выложена красным камнем. На солнце камень раскалился, а учитывая то, что мы сняли у входа обувь, с одним единственным желанием не обжечься, перебежками устремляемся к беломраморному зданию. Сюда, к могиле великого шейха Салима Чишти - беломраморному пантеону посреди двора Императорской мечети, приходят тысячи паломников, чтобы возложить цветы, повязать лоскут на решетчатую панель и помолиться о рождении сына. Мы поражались, с каким фанатизмом индусы совершают этот ритуал.


На наше счастье, в остальных местах «заброшенного города» мы были в обуви и могли неспешно созерцать этот удивительный город-призрак. Собственно архитектура Фатехпур Сикри была задумана и реализована в виде широких террас естественного происхождения, вокруг дворов располагаются дворцовые павильоны, выполненные из красного песчаника. Здесь нет улиц. Здания меду собою связаны извилистыми ходами, лестницами и площадями. Здесь, как нигде в другом месте, ощущаешь энергетику времени. Словно из двадцать первого века переносишься в шестнадцатый. Если включить фантазию, легко представить город, заполненный мужчинами в белых одеждах и женщинами в ярких сари. Кто-то несет в глиняных кувшинах воду, кто-то спорит, кто-то ремонтирует ограду. Не так уж и далека эта средневековая Индия от современной!


Одно из самых удивительных сооружений - Диван-и-Хас. Он был задуман как зал, в котором император проводил свои частные аудиенции. На колоне посреди зала размещается капитель внушительных размеров, площадка на капители соединяется с галереями, проходящими по периметру стены, четырьмя мостами. Здесь же, сидя на троне, Акбар мог следить за шахматной партией, фигурами для которой выступали служанки. Шахматная доска четко нарисована на площади перед Диван-и-Хас. Спальные покои Акбара расположены к югу от зала аудиенций.


В течение 16 коротких, но памятных лет город был чудом, восхищавшим гостей со всего света. Но всего 10 лет пожив в этом великолепном городе, Акбар Великий убедился в крайне неудобном его месторасположении в отдалении от источников воды, что и заставило властителя вернуться обратно в Агру.
Сегодня Фатехпур-Сикри - опустевший город-призрак. Однако внутренняя крепость совершенно не подверглась разрушительному воздействию времени. Ее стены, дворцы, бани, королевский монетный двор, площади и парки и поныне напоминают о великом провидце и строителе.


Мы провели в этом месте около трех часов. Конечно же, не были обделены вниманием местного населения. Такое впечатление, что индусы целенаправленно приходят на экскурсии, дабы встретить и сфотографироваться с белым человеком, улучшив при этом свою карму :-)


Не могу не рассказать о шокирующем меня случае. Уже выйдя за территорию города и направляясь в сторону бас-стенда, мы были окружены толпой назойливых черномазых детишек-попрошаек. На этот случай у нас всегда припасены в рюкзаке конфеты. Рюкзак был у Андрюши за спиной, и стоило мне его открыть, как детишки начали прямо таки выхватывать руками все подряд. Кулек с конфетами был просто брошен мною на землю. Очень неприятно, не зря все пишут на форумах, что лучший способ избавиться от попрошаек - просто не обращать на них внимания.
Обратно мы уезжали на таком же старом, разваленном автобусе. Водитель несся по дорогам с такой скоростью, что ему позавидовал бы любой автогонщик. При этом он еще умудрялся что-то громко кричать «мешающим» ему водителям. Но если Вы думаете, что это страшно - ошибаетесь. Вопрос лишь Вашего отношения ко всему.


Вернувшись в отель, до отъезда на железнодорожный вокзал коротали время в кафе – обедали, пили кока-колу, изучали отснятые материалы и просто отдыхали. Наш поезд в Каджурахо уходил со станции Агра Кант в 23:20. Любезно распрощавшись с администрацией отеля и забрав в целости и сохранности свои вещи, на рикше за 70 рупий добрались до вокзала. Агра Кант – центральный вокзал в Агре – приятно удивил своей чистотой и относительным порядком.
Поезд, как обычно, припоздал на часик. Места у нас были в вагоне 3-го класса, и так, как было уже поздно, мы тихонько заняли свои места и уснули сладким сном.

Предыдущая страница | Начало | Следующая страница




Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz