Агра. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе. Ссылки

ИНДИЯ

Агра - древняя столица Моголов
Поезд прибыл на железнодорожную станцию Агра-Форт. Выйдя из вагона, сразу были атакованы толпой «помогал», навязчиво предлагающих свои услуги. Вопреки их указкам, пошли в другую сторону, спустились по ступенькам вниз и вышли прямо к железнодорожным путям. Грязь, вонь, огромные крысы. Да… еще тот вокзальчик.
Отправляемся обратно, выходим за территорию вокзала под беспрерывной атакой рикш. Находим «своего», который уверяет, что точно знает, где находится наш отель. Он действительно не обманул. Довез по адресу и заслуженно получил свои 100 Rp. Расстояние до отеля около 10 км. Дорога мне понравилась. Мы ехали по широкому проспекту, по обеим сторонам котрого было много деревьев, здания отелей. Карта центра Агры
Отель Sidhartha (Western Gate, Taj Mahal, 282001, Agra) расположен в самом центре Агры, вблизи основных достопримечательностей. Номер был забронирован заранее. Стоимость составила всего 20 долларов за двое суток.
Сама гостиница небольшая, двухэтажные здания расположены по кругу. Во внутреннем дворике находится открытое кафе, много зелени.


Стойка регистрации отеля работает круглосуточно. Нас приветливо встретил администратор. Я сразу попросила его дать нам самый лучший номер, т.к. у меня завтра День рождения. Он стал еще более любезным, за что был одарен сувениром с Украины, а парнишка-помощник проводил нас в наш номер. Мы расположились на 1-м этаже. Номер небольшой, практичный, чистый и…как-то уютно в нем. Кондиционер мы не включали, вентилятора было достаточно.
Гулять мы в этот вечер не стали, приняли душ, завели на раннее утро будильник и быстро уснули.

04.04.2012 г. Агра. Четвертый день в Индии.
Сегодня у нас ранний подъем, в связи с заранее намеченным посещением Тадж-Махала. Накануне читали много отзывов путешественников, и последовали их советам - идти к открытию в 6 утра по причине меньшего количества людей и отсутствия жары. Хотелось также увидеть великолепие Тадж-Махала в лучах восходящего солнца.
А еще сегодня – мой день рождения! И именно в этот день судьба подарила возможность увидеть настоящую жемчужину Индии.
Дорога до восточных ворот Тадж-Махала заняла не больше пяти минут. Очереди еще нет, и мы спокойно в кассе приобрели билеты. Стоимость составляет 750 рупий каждый. Это самые дорогие билеты, которые мы покупали для посещения достопримечательностей в Индии. Да и не удивительно. Десятки тысяч людей со всего мира ежедневно приезжают в этот уголок, чтобы полюбоваться самым дорогим и прекрасным в мире памятником вечной любви – великолепным Тадж-Махалом. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Его силуэт хорошо знаком и считается неофициальным символом Индии. "Жемчужина Агры" - так называют во многих туристических справочниках Тадж-Махал. Писатель Рабиндранад Тагор назвал его "слезой на лице вечности" и терпеливым памятником любви.
У входа в музей две очереди – мужская и женская. Пройдя тщательную проверку, попадаем внутрь двора и проходим к главным входным воротам. Парадные ворота построены на расстоянии в несколько сотен метров от Тадж-Махала. Когда-то огромные двери были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные (прежние украдены). Само здание Тадж-Махала расположено в садовом ландшафте, и входить в него нужно через эти большие ворота, которые символизируют вход в рай. Подойдя к воротам, мы застыли на месте. Создается ощущение, что Тадж-Махал не стоит на земле, он словно парит в воздухе, тем самым создавая около себя какую-то нереально таинственную атмосферу, и выглядит столь изящным, что, кажется, можно взять его двумя пальцами и приподнять над землёй. Еще большую таинственность ему придает отражение в воде бассейна. Во времена Шах-Джахана в этом бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц (см. Схема Тадж-Махала ).


Мы смотрели на это великолепное творение из белого мрамора и удивлялись, как такой "тяжелый" камень, смотрится так "легко".
Людей у входа собралось достаточно много, ведь отсюда получаются великолепные фотографии.

Через века дошла к нам удивительная и трогательная история создания самого памятника.
Тадж-Махал был построен в XVII веке пятым правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом (1592-1666) в память о любимой жене Арджуманд, более известной по ее титулам Мумтаз-Махал ("Избранница дворца") или, если по-персидски, Тадж-Махал ("Венец дворца").
Шах-Джахан ("Повелитель мира") правил империей Великих Моголов с 1628 по 1657 год. Еще в 15 лет принц Хуррам (будущий Шах-Джахан) встретил и полюбил красавицу-персиянку Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца Шаха Джангира. Но принца ждал традиционный политический союз с персидской принцессой.
К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь гарем, но свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд, поэтому Шах-Джахану и его любимой пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись.
В 1612 году Шах-Джахан наконец женился на Арджуманд, получившей вскоре после свадьбы новое имя - Мумтаз-Махал. Она - единственная из жен сопровождала Шах-Джахана в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, и единственный человек, которому он полностью доверял. Шах-Джахан прожил с любимой женой 19 лет. В 1631 году Мумтаз-Махал умерла при родах четырнадцатого ребенка. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана, который возвращался из победоносного похода на Декан. После смерти жены Шах был на грани самоубийства. По преданию он приказал забальзамировать тело Мумтаз-Махал и просидел над ним в походной палатке 6 месяцев. Выйдя оттуда постаревшим и потерявшим интерес к жизни, Шах-Джахан объявил во всех своих владениях двухлетний траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения, а также употреблять благовония и косметику.
Вдовец перевез тело Мумтаз-Махал в Агру, где решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы его чувств. В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета.
Шах-Джахан приказал созвать на совет лучших архитекторов восточного мира. В то время как одни посланцы шаха стучались в дома в Ширазе и Бухаре, Самарканде и Багдаде, Дамаске и Стамбуле, другие гонцы срочно доставляли в Агру планы и изображения всех известных сооружений Азии. Наконец совет собрался: были обсуждены многочисленные варианты, рассмотрены сотни схем и планов, и в итоге был выбран проект ширазского архитектора Устад Иса Кхана. Шах-Джахан приказал вырезать из дерева модель будущего мавзолея, и когда она была одобрена, началась подготовка к строительству.
Главные каменщики приехали из Дели и Кандагара, архитекторы Хан Руми из Стамбула и Шариф из Самарканда руководили возведением куполов, им помогал мастер из Лахора, декоративными работами ведали бухарцы и делийцы, садовода призвали из Бенгалии, каллиграфов и художников - из Дамаска, Багдада и Шираза. Достаточно прочесть этот список, чтобы понять, почему Тадж-Махал сочетает в себе лучшее, чего достигла к тому времени архитектура Востока, - опыт Бухары, Дамаска, Самарканда, Багдада, Шираза был принесен на строительство мастерами из городов, каждый из которых был славен своими мечетями, минаретами, мавзолеями, дворцами.
В 1632 году началось строительство. К 1644-му году было закончено центральное здание Тадж-Махала, мавзолей. Но это была всего лишь часть большого комплекса, включающего мечеть и крытую галерею, сложенные из красного песчаника, вымощенный мрамором парк площадью в 300 кв. м, а также внушительные ворота, которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением.
В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет. Осуществить столь грандиозный замысел стало возможным только потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, для которых поблизости Агры был построен специальный городок Мумтазабад. Более 1000 слонов доставляли белый мрамор из уникальной раджпутанской каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы доставляли издалека: нефрит везли из Китая, аметист из Ирана, малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее.
В общей сложности строительство продолжалось 22 года и закончилось в 1654 году. Многим мастерам после этого ампутировали руки или большие пальцы на руках, чтобы они уже никогда не смогли повторить подобный шедевр.
Когда строительство комплекса подошло к концу, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению напротив Тадж-Махала второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Влюбленных должен был соединять черно-белый ажурный "Мост Вздохов" - символ вечной, неподвластной времени любви. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг Шаха-Джахана с престола. Согласно легенде, остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте в Агре, в двух километрах от Тадж-Махала, глядя на него из небольшого окна. Когда же он совсем ослабел, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница Мумтаз-Махал. Только после смерти в 1666 году Шах-Джахан вновь воссоединился со своей любимой: он был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание величайшего памятника архитектуры. Во многом именно благодаря любви Шах-Джахана к Мумтаз-Махал мир не забыл о Моголах. И не забудет о них до тех пор, пока стоит на берегу Джамны белоснежный траурный цветок Тадж-Махала.
Что до Аурангзеба, то, собравши последние средства и перелив золотую решетку, поставленную внутри Тадж-Махала вокруг кенотафа Мумтаз-Махал, он решил построить точно такой же памятник и своей усопшей супруге. И построил. Но, как обычно, получился лишь фарс. Сегодня очень немногие знают, что далеко к югу от Агры стоит неудачная копия "а ля Тадж-Махал". Еще одно доказательство того, что нельзя копировать чужие чувства.
А мы с Андрюшей, преисполненные своих чувств, неспешно прогуливаемся по дорожке сада к мавзолею. Он стоит на широкой мраморной террасе, и как будто пытается взлететь к небу, но застывает, отражаясь в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед ним.
Чем ближе подходим, тем огромнее он кажется. Тадж-Махал построен так, что его полная высота равна ширине фасада, то есть он точно вписывается в квадрат со стороной семьдесят пять метров, причем высота портала равна половине высоты здания. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но никак не подавляющего своими размерами.
Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 метра и 17 м в диаметре. Когда воздвигали этот гигантский купол, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена по проекту Исмаил Хана покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра. Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса.
Главное здание мавзолея окружено четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Согласно исламским традициям, число 4 имеет особый смысл.
Оно означает завершенность и совершенство. Этим объясняется повторение цифры четыре на зданиях и в окрестностях Тадж-Махала. В свою очередь, это ведет к установлению равновесия, и позволяет мавзолею выглядеть таким совершенным. Четыре купола главного здания и четыре минарета по углам террасы создают невидимые диагонали, которые сосредотачивают внимание посетителя на центральном куполе. В главное здание ведут четыре двери, по одной на каждой из четырех более длинных сторон. Тема цифры четыре повторяется и в облике парка. Там разбиты четыре квадратных лужайки, каждая из которых одинаково поделена на 16 участков, что в целом создает 64 цветочные клумбы. В каждой клумбе посажено по 400 цветущих растений и этому порядку следуют до сих пор. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.
Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые сталактиты - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

У входа на площадку, ведущую к мавзолею, одеваем выданные заранее бахилы. С волнением заходим внутрь. Если снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость мозаичных украшений. Ветви сказочных деревьев переплетаются с цветами. Листья и лепестки разбегаются причудливыми узорами по стенам. Инкрустация сделана по тому же белому теплому мрамору, из которого сложен весь мавзолей, и камни слегка светятся красными, зелеными и голубыми огоньками.
В центре зала размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом, где за ажурной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят кенотафы - богато украшенные ложные гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Настоящие гробницы находятся непосредственно под камерой. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры - венчают своды арок над окнами.
Внутри полумрак, люди разговаривают почти шепотом. Нам удалось сделать несколько фото. Услужливые смотрители даже предлагают лучшее место для фото, но убедившись в том, что «tips» им не светит, заявили, что фотографировать внутри запрещено.
Выйдя из мавзолея, мы еще долго гуляли вокруг – фотографировали, просто сидели на ступеньках, ощущая тепло, исходящее от камня, наблюдая за игрой солнечного света, благодаря которому мрамор приобретает различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов и думая о той великой силе любви, которая способна создать такое чудо.

Пробыв здесь около трех часов, неспешно идем к выходу. Около кассы, показав свои билеты, получаем две бутылочки питьевой воды. Для нас это самая большая ценность, которая, без преувеличения, позволяет выживать в жарком климате Индии. В кафе напротив с удовольствием выпили по стаканчику кока-колы и вернулись в свой отель.

После посещения Таджа решаем немного отдохнуть. Выхожу во двор в кафе и, заказав сок, с интересом наблюдаю за окружающими. Примечательно то, что в нашем отеле проживает много европейцев. Познакомилась с супружеской парой средних лет. Они из Франции, в Индии впервые и здесь им нравиться.
Время уже послеобеденное, собираемся посетить вторую достопримечательность города – Агра Форт. Подойдя к стойке администратора отеля, была приятно удивлена поздравлению и подаренным сувениром ко Дню рождения. Администратор подсказал, что с площади возле Тадж-Махала можно за 10 Rp с человека доехать до Форта. Мы так и сделали. Правда велорикша попытался схитрить и взять 20 Rp с каждого, после того как мы уже сели и поехали, предварительно оговорив сумму. Он тут же был отправлен восвояси. Сразу же подкатил другой - и за желаемую для нас сумму, доставил к Форту. Еще одно доказательство, что с рикшами нужно очень тщательно оговаривать все нюансы поездки :-) Вопрос даже не в 10 или 20 рупиях (на самом деле – это мелочь). Вопрос в принципе и нежелании, чтобы тебя разводили.

Подъехав к воротам Форта, купив по дороге очередную бутылку воды, входим непосредственно на территорию крепости. Приобретенный утром билет в Тадж-Махал дает нам скидку на посещение в этот же день Форта в 50 рупий. Т.е. вместо 300 платим 250 рупий за один билет. Для иностранцев и индусов здесь отдельные кассы. Как правило, билеты для них стоят в десять раз дешевле. Зайдя вовнутрь, сразу попадаем на широкую площадь. Как и везде, пристальное внимание индусов к белому человеку. Андрей меня фотографирует, а какая-то компашка скандирует «чиииз». После моей сногсшибательной :-) улыбки они уже выкрикивают «супер чииз» :-))

Идем знакомиться с Фортом. Знаменитый писатель Артур Конан Дойль в повести "Знак четырех" так описал это место: "Мы укрылись в старинной Агрской крепости. Не знаю, джентльмены, слыхал ли кто-нибудь из вас о ней. Это очень странное сооружение. Такого я никогда не видывал, а уж поверьте, я много странного повидал на своем веку"

Историческая справка
Сооружение форта было начато императором Акбаром в 1565 году и закончилось только при правлении его внука шаха Джахана. Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 метр. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название. Использовавшаяся поначалу только в военных целях, крепость постепенно становилась дворцом: за высокими крепостными стенами длиной 2,5 км и шириной 10 м скрываются изумительные по своей красоте сады, террасы, залы и колоннады. Стройные колонны арок, находящиеся во дворе крепости, поддерживают каменный навес. Это своего рода "город в городе", в центре которого расположена прекрасная мраморная мечеть, благодаря своим идеальным пропорциям и изяществу названная Моти Масжид (Жемчужная мусульманка).
В форт можно попасть через два главных высоких портала на западе и на юге; на востоке имеются "личные" императорские ворота. В нем последовательно обосновались три Великих Могола - Акбар, Джахангир и Шах-джахан, и каждый из них внес свои значительные изменения в архитектурный комплекс. К числу наиболее замечательных зданий форта относятся: дворец Джахангири-Махал; Кхас-Махал с примыкающими к нему виноградником, который называется Ангури-Багх, и украшенным орнаментом бассейном, именуемым Шиш-Махал; крепость Мусамман-Бурдж, где в качестве пленника своего сына содержался Шах-Джахан, который тут и умер, любуясь в свои последние дни Тадж-Махалом; Дивани-Кхас (зал частных аудиенций); Дивани-Ам (зал публичных аудиенций); Мачхи-Бхаван (дворец с аквариумами); Моти-Масджид (жемчужная мечеть). Смотри схему Форта Агры. Большинство этих зданий, сооруженных в период правления Шах-Джахана, построены из мрамора и демонстрируют изысканность, контрастирующую с архитектурой сооружений времен Акбара - четкой и энергичной. Все строения форта, исполняя практические функции, являются истинными произведениями искусства, столь гармоничны и совершенны их пропорции, столь утончен и изыскан их облик. Сочетание мусульманской и индо-магометанской культур дает восхитительный эффект, а природный индийский вкус проявляется в пейзажности построек: дворец окружен пышными садами, а побочные строения гармонируют с основными. Сказочное великолепие построек Дворца в Агре говорит об изощренной фантазии, оригинальности и истинно свободном искусстве. Но более всего нас восхитил вид на Тадж-Махал, открывающийся с верхней площадки Форта. В легкой дымке тумана он как будто парил в облаках, напоминая о грустной судьбе Шах-Джахана. Мы долго любовались этим видом, фотографируя его вновь и вновь.

Пора уходить, и мы таким же образом, пользуясь услугами велорикши, отправляемся домой. Тяжела работа у этих трудяг. Крутят педали весь день. Под горочку еще ничего, а вот в гору… Наш бедняга, усиленно крутя педали, жаловался: «Hot. Very hot».
Не перестаю удивляться индийским дорогам, в этот раз нашими попутчиками были еще и повозки, запряженные верблюдами. Это такое, так называемое «развлечение» для туристов. Индийские верблюды очень красивы, шеи лебединые, на конце шеи голова с презрительным выражением лица.

Вернувшись в свой отель, наконец- то решаем покушать. В День рождения и ужин должен быть праздничным :-)
В кафе заказываем томатный суп (томато-суп), забегая наперед, скажу, что в дальнейшем, путешествуя по Индии, мы его заказывали при каждой малейшей возможности, чапати (тонкие пресные пшеничные лепешки) и главное блюдо индийской кухни - тали (thali - от слова thalia - тарелка"). "Мужчины едят его, чтобы быть сильными, а женщины - толстыми и красивыми" - убеждены индийцы. В стране, где много нищих толстый человек является символом благополучия и сытной жизни. Непременные ингредиенты тали, подаваемого на специальном подносе из нержавейки, - горка риса, дал (чечевичная похлебка) и керд (простокваша смягчающая вкус специй). Ко всему этому прилагают так называемые сабджи. Их количество зависит от многого, например от региона, времени года, жадности хозяина кафе… Чем южнее, тем больше, а на крайнем севере субконтинента, в Гималаях, вам вообще придется довольствоваться одним весьма примитивно приготовленными сабджи. Кстати, сабджи - это сочетания тушеных овощей, фруктов, орехов, специй. Самые порой неожиданные. Вы, скажем, пробовали огурцы, жаренные с бананами и зеленым чили? Попробуете… Или цветную капусту с кокосовой стружкой, картошку с папайей, тушенную в кокосовом соусе, манго со свеклой и чесноком, а также многие-многие другие весьма шокирующие сочетания продуктов, весьма странно приготовленных. Случается, индусы готовят и что-то более привычное - типа капусты с луком.
Из каких ингредиентов был приготовлен наш сабджи, сказать затрудняюсь.
Еще к тали подают маленькую ложку острого ачара. Это манго с возможными и невозможными специями - чем меньше ложка, тем острее. А еще – свежий лук (для остроты ощущений, наверное :-)


И тут встал остро вопрос: «Как же это есть? Что с чем смешивать?» На счастье в кафе находился хозяин заведения. Увидев мои муки, он подошел, перемешал ложкой сабджи, дал, керд, ачар с рисом, оторвал кусочек чапати, зачерпнул ею эту смесь и просто … засунул мне все это в рот :-)
Оказывается, есть два способа поедания тали. Первый - сложить из большого, указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки что-то вроде совка, зачерпывать им получившееся месиво и отправлять оное непосредственно в рот. Правда, с непривычки можно пальцы обжечь. Второй способ более щадящий: отрываете маленький кусочек чапати (эту тонкую пшеничную лепешку, похожую по вкусу на грузинский лаваш, обязательно подают вместе с тали) и ешьте с его помощью, причем правой рукой. Левую индусы по причинам, которые неуместно описывать в статье про еду, считают грязной. Мусульмане соблюдают это правило жестко, хинду не очень, так что если в "языческом" ресторанчике вы будете помогать себе левой рукой, никто на вас косо не посмотрит.
В уважающем себя заведении (особенно в небольших и нетуристических городах) тали - это пока посетитель не наестся. Официант будет постоянно предлагать вам добавку риса, дала, сабджи. Правда, на керд они жмутся… А он необходим, ведь если получившаяся смесь слишком остра для вас, простокваша смягчит вкус специй. Да, все добавки совершенно бесплатны. Если вдруг требуют доплаты (иногда такое случается, особенно в туристических местах), значит, кафе неприличное и ходить туда не стоит.
Нам блюдо понравилось. Необычно и очень вкусно!
В общем, праздничный ужин удался!
Немного отдохнув, отправились на поиски интернета. Неподалеку, в небольшом магазинчике удалось связаться по скайпу с родителями. Правда, без видео, но связь нормальная. Хотелось еще купить воды, но кафе (в котором ранее покупали) было закрыто. И тут произошел случай, воспоминание о котором навсегда останется в моем сердце. К нам подошли мальчишки лет 12-13. Стандартный набор вопросов, как то: Откуда? Как зовут? Затем завязалась беседа. Узнав, что нам нужна вода, один из мальчишек предложил купить ее у него в магазине. Я начала спрашивать, сколько стоит, решила пошутить, что цена уж больно дорогая и у меня нет денег. Вдруг этот парень начал доставать из всех карманов деньги и совать мне в руки. Я засмеялась, сказав, что пошутила и подарила ему небольшой сувенир - игрушку. Мальчишка был так счастлив, показывая ее своим друзьям, а затем как-то быстро пошел вперед и скрылся из виду. Мы неспешно прогуливались, как вдруг он выбежал из какой-то лавки и вручил мне бутылку воды со словами: «А это презент от меня». Меня очень растрогал этот парнишка. Кажется, пустяковый случай, но он отражает лучшие черты человеческой натуры.
Вообще Индия поразила нас своей простой жизнью и в то же время очень глубокой философией, культурой. Здесь нет нищеты, как думают многие, просто людям не нужны все эти непонятные вещи, которые предлагает нам западная культура потребления. Зачем работать с утра до вечера, не зная ни сна, ни отдыха, изнывая от постоянной усталости и недомогания. Зачем покупать вещи, которыми практически не пользуешься и можешь обходиться без них? В Индии многим людям достаточно иметь крышу над головой, одежду и еду, больше не надо. Здесь нет принципа накопления вещей и поэтому люди не заморочены, всегда улыбаются и расслабленны, редко можно увидеть какие-то признаки агрессии. А тот факт, что пытаются «развести» белого человека… Понимаете, белый человек для индуса – богатый человек. И почему бы не поделиться этим богатством с другими? :-)

Предыдущая страница | Начало | Следующая страница




Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz