Вьетнам. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

ВЬЕТНАМ

Путешествие по «Дельте девяти драконов»
Часть первая город Чаодок


25.03.2013
Проснувшись рано утром, собираемся в дорогу, но предварительно идем искупаться на прощанье в теплых водах Южно-Китайского моря. Сегодня нам предстоит переезд в материковый Вьетнам в Дельту реки Меконг.

Для справки (информация из Википедия)
Де́льта Меко́нга (вьетн. Đồng bằng Sông Cửu Long, дельта реки Девяти драконов) — регион, расположенный в юго-западной части Вьетнама, где Меконг, самая большая река на Индокитайском полуострове длиной около 4500 км, впадает в море, предварительно разделяясь на множество рукавов. Вьетнамцы называют ее «Дельта девяти драконов» — по числу рукавов, на которые делится река в дельте. Дельта занимает большу́ю часть юго-западного Вьетнама (площадь 39 000 км²). Доля земли, покрытой водой, здесь зависит от сезона. Из-за того, что дельта лежит в низине, она очень уязвима к наводнениям, вызванным повышением уровня моря из-за изменения климата. Основные типы ландшафта — поймы на юге и холмы на севере и западе. Данный регион имеет самый низкий процент леса в стране.
В XXI веке дельта Меконга стала известна как «биологическая сокровищница». Более 10 000 видов флоры и фауны было обнаружено здесь в ранее не изученных районах дельты, включая виды, считавшиеся вымершими.
Дельта Меконга — самый продуктивный регион страны в сельском хозяйстве и рыбной ловле. В дельте растёт почти половина всех выращиваемых во Вьетнаме злаков, в основном это рис.
Дельта Меконга — самый важный рыболовный регион Вьетнама. Почти половина прибрежных рыболовецких судов в стране находятся здесь. Несмотря на большой прибрежный флот, большую часть рыбы выращивают искусственно.
Обитатели дельты Меконга в основном являются вьетами. Регион ранее был частью Кхмерской империи, поэтому здесь находится крупнейшая кхмерская диаспора, также здесь живут тямы-мусульмане. Кроме этого, в дельте проживает значительное количество китайцев.
Дельта реки Меконг — одна из самых обширных дельт в мире.

Предоставленный туристической компанией микроавтобус быстро доставил нас и еще нескольких туристов на восточный берег острова в деревушку Хамнинх (Ham Ninh), откуда уходят паромы к материковой части Вьетнама. Не торопясь идем по улочке в сторону причала. До отправления нашего парома еще достаточно времени, поэтому есть возможность увидеть быт местной деревни. Как и везде на Фукуоке, здесь множество всевозможных лавок, стихийных базарчиков и кафе.
Выходим на пирс, стрелой вытянувшийся далеко в залив. К нему по всей длине причалены рыбацкие лодки. В самом конце пришвартован и наш паром, морская ракета на подводных крыльях.
Посадка еще не началась, поэтому имеем возможность полюбоваться окружающим пейзажем и сняться на фоне нашего судна. Утреннее солнышко нежно гладило кожу, а легкий ветерок, обдувая наши тела, придавал им дополнительной легкости и бодрости. Все это в совокупности с хорошим настроением создавало атмосферу комфортности и необыкновенного душевного подъема, предвкушая новые впечатления и знакомства.
Ожидание оказалось недолгим, вскоре началась погрузка багажа и пассажиров. Наш рюкзак загрузили на крышу парома вместе с остальными вещами, а мы отправились занимать свои места в салоне корабля. Надо заметить, что нам были забронированы кресла в носовой части судна в первом ряду, прямо перед экраном закрепленного на стене большого телевизора, по которому транслировалась местная фольклорная программа с песнями и танцами, которая была для нас, несомненно, интересной. Несколько первых рядов занимали преимущественно иностранцы, рядом с нами сидела пожилая пара из Голландии.
Характерно зашумели работающие двигатели, судно медленно отошло от причала и направилось в открытый залив постепенно набирая обороты. Вскоре морская «ракета» набрала необходимую скорость, в результате чего нос нашего судна поднялся над водой на подводных крыльях, и мы устремились к пункту назначения - городу Хатиен.
Время в пути заняло больше часа. Поездка выдалась вполне комфортной, некоторое неудобство создавали расположенные выше кресел окна иллюминаторов, но по большому счету смотреть в них было бессмысленно, так как кроме воды, больше увидеть было нечего. При желании можно было просто встать со своего места и глядеть в окно, попутно размяв ноги.
Незаметно прибыли в Хатиен. Еще проплывая вдоль побережья, персонал парома открыл входную дверь с нашей стороны, и нам выдалась возможность насладиться потоками свежего морского воздуха, врывавшегося в салон судна, попутно любуясь открывающимися видами.
Хатиен или Хатьен (Ha Tien) – небольшой портовый городок на юге Вьетнама, расположен всего в 7 км от границы с Камбоджей. Считается популярным местом отдыха.
Выйдя на берег и забрав свой рюкзак высматриваем представителей турфирмы с нашими именами на табличках. Заприметив похожие начертания «Iryna» и «Andrey» направляемся к улыбчивому вьету. Подхватив тяжелый рюкзак, наш встречающий предлагает следовать за ним. Пройдя несколько метров мы оказались… возле еще одного вьетнамца и двух скутеров :-) Да, ничего не скажешь, события развивались совершенно непредсказуемо. На наш вопрос - как они смогут доставить одновременно и нас и багаж – был получен короткий, но очень емкий ответ: «No problem!» с присущей этому народу добродушной улыбкой во весь рот. Готовые к всякого рода приключениям, мы доверились нашим сопровождающим, надели шлемы и уселись на задние сидения мопедов. Вьетнамцы загрузили огромный рюкзак одному из них под ноги и рванули с места.
Домчавшись до автостанции, наши вьетнамские друзья помогли загрузить рюкзак на крышу рейсового автобуса, отправлявшегося из Хатиена в Чаодок, забронировали нам места на переднем сиденье, сразу за водителем. Видимо попросили кондуктора, симпатичную добродушную вьетку, присматривать за нами, так как всю дорогу она любезно нас опекала. Пожелали нам счастливого пути и уехали. Скоро и наш автобус, переполненный местными жителями, отправился в путь.
Дорога оказалась вполне живописной, небольшие деревеньки сменяли друг дружку, показывая истинный колорит здешних мест. Неприхотливый быт населяющих их людей, местные традиции и привычки. Особенно бросилось в глаза большое количество гамаков, являющихся непременным атрибутом каждого дома, а в кафешках они были развешаны просто рядами.
Не менее впечатлили многочисленные реки и каналы, которые просто разрезали местную сушу на небольшие участки земли, соединенные между собой мостами. Поистине, Меконг – великая река, а ее дельта просто сказочное место.
Также интересно было наблюдать за нашими попутчиками, за их манерой общения между собой. Автобус хоть и был забит под завязку, некоторые пассажиры даже весели на подножке с открытой дверью, тем не менее, царила атмосфера доброжелательности и хорошего настроения.
Кстати, этот момент с висячими на подножке пассажирами стал причиной одного интересного события. Наш автобус был остановлен дорожной полицией. После недолгих разбирательств, водителю было поставлено на вид его грубое несоблюдение правил дорожного движения, сделано строгое внушение, и инцидент был исчерпан. Никаких штрафов (как легальных, так и нелегальных) выписано не было, права были возвращены шоферу. Все это было нам хорошо видно, так как все события происходили напротив нашего окна. Пассажиры еще немного утрамбовались, дверь закрылась, и мы поехали дальше.
Занятной вышла ситуация с нашей кондукторшей. Сначала мы обратили внимание на ее внешний вид. Ничего особенного как для Вьетнама, но все же, в такую жару находясь в автобусе, это выглядело нелогично. Штаны, куртка застегнутая под горло, на ногах носки и «вьетнамки», на голове шляпа и, конечно же, защитная маска, на руках перчатки со срезанными пальцами, что бы было удобнее считать деньги. У меня бы в таком наряде после получаса езды точно бы произошел тепловой удар. Но она вела себя вполне живо, всю дорогу мило улыбалась, шутила с пассажирами и нам периодически оказывала знаки внимания. Когда народу в автобусе стало меньше, она подсела на откидное сидение, рядом с Андрюшей. Я сфотографировала их, а потом показала фото этой милой женщине на маленьком экране фотоаппарат, что вызвало у нее неподдельный и заразительный хохот.
Во второй половине дня мы прибыли в Чаодок.
Для справки
Чаодок или Тяудок (вьетн. Châu Đốc) — город провинциального подчинения на юге Вьетнама, в провинции Анзянг.
Расположен на границе с Камбоджой, на берегу реки Бассак. Примерно в 7 км к юго-западу от города расположена гора Сам, высота которой составляет 230 м над уровнем моря.
Население города составляет около 60 тысяч человек. В городе проживают вьеты, кхмеры и чамы. Имеется китайская диаспора
Благодаря пограничному положению в городе развита торговля; важную роль в местной экономике играет туризм.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Когда вышли из автобуса и забирали свой багаж, подошла наша кондуктор и сказала, что нас встречают, указав на стоявшего рядом мужчину. Оказалось, что это велорикша, нанятый обслуживающей нас турфирмой. Вьетнамец загрузил наш рюкзак на тележку, прикрепленную к велосипеду, и пригласил нас садиться. На таком виде транспорта во Вьетнаме мы еще не передвигались. Дорога к отелю была не долгой, но очень экзотической, а главное наполненной позитивными впечатлениями.
Наш отель «Delta Floating Hotel» располагался на берегу реки. Точнее сказать – это был плавучий отель. Рикша помог нам донести вещи и ненавязчиво выпросил чаевые. Мы ему не отказали, все-таки его нелегкий труд заслуживает уважения.
При поселении администратор поинтересовалась, какой бы мы хотели выбрать номер. Мы пожелали остановиться в тихом и спокойном месте, подальше от кафе и ресторана, что и было выполнено. Наш номер оказался последним на нижней палубе с прекрасным видом на реку.
Приняв душ и переодевшись, отправляемся знакомиться с Чаодоком. Карты города у нас нет, поэтому просто направляемся в сторону центра в надежде увидеть что-нибудь интересное. Пройдя несколько кварталов по прибрежной улице Le Loi, попадаем в городской парк. Он чем-то напоминает такой же парк, расположенный на берегу реки в городе Хюэ. Много цветов, декоративно постриженные кусты и деревья, современные скульптурные композиции, фонтан. Правда по размерам он значительно уступает своему собрату из древней столицы Вьетнама. Своеобразной изюминкой парка является памятник с тремя рыбами Bа Sa. Прогулявшись по аллеям этого ухоженного парка, полюбовавшись видами на реку Бассак, немного отдохнув в тени деревьев, направляемся дальше.
Дойдя до пересечения улиц Tran Hung Dао и Nguyen Van Thoai на углу заметили любопытный храм. Решили его посетить.
Dinh than chau phu - один из старейших храмов провинции, являющийся памятником архитектуры национального искусства. Храм Чо Фу был построен в 1926 году в память о Тоай Нгок Хау (Thoại Ngọc Hầu, 1761-1829), высокопоставленном вьетнамском военном чиновнике в период правления династии Нгуен. Похоронен он в одном из храмов на горе Сэм. Так же храм служит для поклонения Нгуен Хау Кан (1650-1700).
Nguyễn Hữu Cảnh, был прославленным полководцем. Его военные походы в дельту Меконга привели к подчинению региона и переходу под административный контроль Вьетнама. Считается, что он был самым известным военным генералом во время расширения южной части Вьетнама и основателем Сайгона в 1698 году. Во Вьетнаме Нгуен Хау Кан широко любим, и почитается вьетнамцами как национальный герой.
Выйдя из храма, попадаем на рынок свежих продуктов (Fresh food market). Он достаточно большой и имеет богатый выбор всевозможных фруктов и овощей. Прогуливаясь по его рядам, с интересом рассматриваем представленный товар. Здесь имеются как привычные для нас овощи и фрукты, такие например, как картошка и морковка, огурцы и помидоры, кабачки и баклажаны, капуста, дыни и мандарины, виноград и яблоки, так и экзотические, некоторых названий которых мы даже не знаем.
Впечатляют банановые ряды. Разных сортов, они развешаны гроздьями вдоль прилавков и источают приятный аромат, присущий этому фрукту, знакомый каждому из нас. Привлекли наше внимание лотки с орехами. Некоторые из них просто гигантских размеров. А может быть это и не орехи вовсе?
Покупаем себе на базаре небольшую круглую дыньку (10 тыс. донг). Надо сказать, что попробовав ее вечером, возвратившись в отель, мы остались разочарованы. Она оказалась какая-то безвкусная. Все-таки наши доморощенные дыни гораздо слаще и ароматнее, чем вьетнамские.
Гуляя по базару, среди торговых рядов, мы заметили маленький храм и решили зайти в него. Все надписи в храме были начертаны иероглифами, поэтому сделали вывод, что это китайский храм. На воротах значился 1972 год, скорее всего год основания. Внешне не особо примечательный, внутри он оказался гораздо симпатичнее. Привлекли наше внимание рисунки на входных дверях храма, да и на стенах висели красочные панно с изображениями на темы буддизма. В общем, нам понравилось. Интересно, что найти какую-либо информацию об этом храме в интернете мне не удалось, даже на вьетнамских сайтах.
Прогулка по рынку напомнила нам, что не мешало бы подкрепиться. Проходя по улице Nguyễn Hữu Cảnh, заходим в первую попавшуюся кафешку. Народу в ней не было и милая женщина вьетнамка, видимо хозяйка заведения, очень обрадовалась, увидев у себя в гостях иностранных туристов. Правда возник небольшой языковой барьер, так как кроме вьетнамского, других языков она не понимала. Но выход был найден, она позвала на помощь молодого парнишку, судя по всему своего внука, который немножко говорил по-английски. Так совместными усилиями мы выбрали себе меню.
На первое мы заказали себе овощной суп, а на второе Чао (chao) - рисовую кашу с мелко нарубленными кусочками мяса и тушеными овощами. Ну и конечно добавили для вкуса ныок мам (рыбный соус). А на третье блюдо, так полюбившийся нам во Вьетнаме «ice coffee» с молоком, бесплатным добавлением к которому стал поданный в чайнике зеленый чай. Вкусно и недорого покушав, мы отправились дальше, сфотографировавшись на прощанье с несколько смущенной таким вниманием, но очень веселой и добродушной хозяйкой.
Выйдя на центральную площадь города, оказались перед входом в Bo De Dao Trang (Bodhgaya) - буддийский храм, который был построен в 1952 году. На его территории посажены черенки от священного дерева Бодхи, под которым когда-то медитировал Будда и нашёл Просветление. Поскольку черенки были привезены из Индийского Бодхгая, это место также называют «Гаем».
Посещение этого храма навеяло нам приятные воспоминания об Индии, в которой мы были год назад. Да и сам храм Bo De Dao Trang оставил хорошее впечатление, не случайно он считается одной из достопримечательностей города Чаодок.
Осмотрев местную Бодхгаю, выходим на центральную площадь, где присев на лавочке, наслаждаемся видами вечернего города. Солнышко медленно опускалось за крыши домов. Жара начала потихоньку спадать. Немного отдохнув, направляемся в сторону нашего отеля. Проходя мимо кафе, в котором мы ужинали, решаем зайти в него снова, что бы выпить холодный кофе с молоком. Хозяйка радостно встретила нас как старых знакомых и предложила попробовать паровые булочки Бань Бао с начинкой. Так мы познакомились с еще одним блюдом традиционной вьетнамской кухни. К тому же хозяюшка совершенно бесплатно угостила нас бананами и подала в дополнение к кофе чайничек с охлажденным зеленым чаем. Вот таким оказался вьетнамский сервис в небольшом городке Дельты Меконга.
На одной из улиц заметили молодую вьетнамку, которая торговала какими-то экзотическими растениями. Подошли к ней спросить, что это такое. Она ответила, что это семена лотоса и их можно употреблять в пищу. Решили купить на пробу связку из трех цветков за 3000 донгов.
Для справки
Лотос ― это священное растение и о его целебных свойствах давно известно. Семена лотоса округлой формы, очень вкусные, напоминают орех. Родиной является Северная Африка, но в настоящее время встречается в Южной Европе и Восточной Азии. Семена собирались в пищу очень давно, ещё в древней Греции. Цветет лотос не более двух недель, а потом откладывает в своей коробочке от 20 до 35 орешков-семян. Их собирают, и некоторое время подсушивают на солнце. В Китае семена очищают от кожуры и просто едят.
(Использован материал с сайта: http://tutknow.ru/meal/1181-semena-lotosa.html)
Дойдя до прибрежного парка, обратили внимание, что с наступлением темноты там стало многолюдно. Кто-то отдыхал в компании, попивая сок, как эти симпатичные девчушки.
Молодые ребята из секции восточных единоборств готовились к вечерней тренировке. Один из парнишек подошел к нам и попросил помочь ему с практикой английского языка. Некоторые слова давались ему с трудом, но главное, у него было желание учиться. Немножко пообщавшись на простые темы, мы тепло попрощались друг с другом.
Вообще вьетнамцы удивительный народ. На то, что это спортивная нация, которая следит за своим здоровьем не зависимо от возраста, и то, что они не стесняются практиковать свои знания языков в общении с иностранцами, мы обратили внимание еще в Ханое. Но, то была столица страны, а здесь в провинции это выглядело просто удивительным.
По дороге в отель делаем небольшой привал, что бы выпить холодного тростникового сока. Уже совсем стемнело. Сидя за столиком уличного кафе, наслаждаясь вечерней прохладой, мы наблюдали за ночной жизнью этого маленького, но очень уютного городка, за людьми, населяющими его. Так прошел еще один день во Вьетнаме, который в очередной раз подарил нам массу положительных впечатлений.
26.03.2013
Встав рано утречком, не перестаем любоваться живописными видами, открывающимися на реку Бассак. Жители городка уже давно пробудившиеся ото сна усердно занимаются своими повседневными делами. То и дело проплывают небольшие лодочки перевозящие товар, либо рыболовные лодки. Рядом с нами активно работает паромная переправа. Небольшие суденышки, загруженные транспортными средствами с товаром и людьми, быстро перемещают их от одного берега к другому.
В стоимость нашего проживания включен завтрак, так что нет необходимости самостоятельно тратить время на его организацию. Сегодня у нас экскурсия, которая входит в пакет тура по Дельте Меконга, приобретенного нами еще на Фукуоке.
Вкусно покушав в плавучем ресторане нашей гостиницы, попутно являющимся причалом для лодок, проводим время в ожидании начала экскурсии, не переставая любоваться видами реки.
Через некоторое время подошел наш баркас и мы вместе с другими туристами погрузились на его борт и заняли удобные места. Надо сказать, что количество экскурсантов было значительно меньше свободных мест на судне, поэтому каждый мог выбрать себе места по своим предпочтениям. Лодка отчалила от берега и устремилась на центр реки, а мы вместе с ней к новым впечатлениям.
Первой остановкой в нашем маршруте была плавучая деревня Рафт с фермой по выращиванию рыбы. Сама деревушка находилась на достаточном отдалении от берега, так что добираться до нее можно только с использованием плавсредств. Дома здесь построены на плотах и служат рыбными фермами, где выращивают сома и луциана на продажу. Когда мы подплыли, здесь уже были одиночные туристы, которые самостоятельно посетили эту ферму, так как у причала в ожидании стояли две лодочки с женщинами гребцами.
Сама ферма представляла собой довольно скромное хозяйство с простецким оборудованием и неприхотливым образом обитания.
Началась экскурсия на английском языке, в ходе которой гид знакомил нас с историей развития рыболовства в здешних краях, рассказывал о специфическом виде хозяйства на реке. Попутно в открытый на полу люк подсыпался корм, результатом чего становилась повышенная активность рыб бешено борющихся за еду, что вызывало неподдельный восторг наблюдавших за этим действом туристов.
Закончив знакомиться с рыбным хозяйством, мы возвращаемся на лодку, которая продолжила путь по реке. Следующим пунктом нашей программы было посещение этнической деревни Пхумсоай (Phũm Soài) в коммуне Чау Фонг (Chau Phong) или Ко Кабоак (Koh Kaboak), что на языке чамов, в провинции Анзянг (An Giang), что бы увидеть жизнь представителей изгнанной когда-то цивилизации.
Для справки (Информация из Википедия)
Тя́мы или Ча́мы — народ в Юго-Восточной Азии общей численностью 500 тыс. человек (2007). Говорят на чамских языках западнозондской зоны австронезийской языковой семьи. В современном Вьетнаме живёт около 130 000 тямов, несколько десятков тысяч осели в Камбодже.
Вопрос о происхождении тямов не решён. Существуют две версии. Или это остатки автохтонного населения, занимавшего более широкий ареал, или это — пришельцы из Индонезии. По языку они близки малайцам, индонезийцам, австронезийским народам Тайваня и другим австронезийским народам. Считается, что вьеты, их ближайшие соседи, оттеснили их из центра на юг страны. В Камбодже живут переселенцы из Вьетнама. Вьетнамских тямов разделяют на тхуанхайских (примерно 86 000 человек), тям-хрой (около 20 000) и меконгских (12 000 человек, преимущественно занимают территорию нынешней провинции Анзянг; исповедуют суннитский ислам).
Предположительно тямы связаны с культурой Са-Хюинь, существовавшей на территории Вьетнама и Лаоса в 1000—200 гг. до н. э.
Наиболее значительная страница истории тямов — существование в древности сильного государства Чампа (Тямпа). Государство обладало высокой культурой и собственной оригинальной письменностью. В 15 в. большая часть государства была захвачена вьетнамцами, однако тямское княжество Падуранга существовало вплоть до начала 19 в. Основа хозяйства — поливное рисосеяние, но разводят также коз, кур, уток.
Распространено рыболовство. В прошлом тямы были опытными мореходами, теперь ограничиваются речной и прибрежной ловлей рыбы. В земледелии используется буйвол. Селения тямы строят чаще всего вдоль рек, придерживаются линейной планировки, деревни насчитывают до 300 домов. Традиционный дом чаще свайный, с четырёхскатной крышей, которая кроется соломой или черепицей. Стены обшиваются досками. Окна — круглые. Внутри дом делится на 4-5 комнат перегородками, из них 2-3 комнаты для женщин. Кухня и другие хозяйственные постройки — отдельно. Из вещей в доме находятся стол, топчан, ткацкий станок, веретено, посуда, рыболовные и охотничьи принадлежности. В зажиточных семьях есть европейская мебель. Вход обычно один — с фасада.
Ремесла не уступают вьетским. Изготовляют хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Саронги тямов покупают вьеты и кхмеры. В рыбной ловле применяют сети (лыой тха). Торгуют также копчёной рыбой. Одежда традиционная — саронг, сверху — узкий халат с рукавами, на голове белые головные уборы, напоминающие тюбетейку. Женщины ходят в хиджабах, также носят стеклянные украшения. Причесок не делают, предпочитают свободно распускать волосы. Мужчины носят усы и бороды, волосы собирают на затылке в пучок. Пища тямов не отличается от вьетской. Это — рис, овощи, рыба и мясо с приправами.

Тем временем наша лодка пришвартовалась к берегу, и мы дружно устремились за нашим экскурсоводом. Надо сказать, что рядом с пристанью находилась одна из достопримечательностей деревни, коммунальный (общинный) дом Đình Thần Châu Phong, выполненный в традиционном для вьетнамских храмов стиле. Общинный дом Тан Чау Фонг - старейший коммунальный дом в данной местности с архитектурой времен французской колониальной эпохи. Служит он для поклонения Святому Духу Тхань Хоанг Бон Канх (Thành Hoàng Bổn Cảnh). Жители деревни просят местного Духа благословить людей в этом районе всегда иметь мир и счастье. Также коммунальный дом является местом встречи родственников и гостей для участия в ежегодной семейной церемонии поклонения. Каждый год 19-20 апреля в общинном доме проводится церемония Ки Йен и 19-20 декабря церемония Ла Мьё. Коммунальный дом Тан Чау Фонг был признан Народным комитетом провинции Анзянг провинциальным историческим памятником революции и художественной архитектуры в 2004 году. Считается, что общинный дом был освящен королем Ту Дуком в 1852 году.
При входе на территорию храма Тан Чау на брезентовых настилах сушилось зерно, а вокруг него гоняли озорные местные мальчуганы. Ознакомившись с культурной реликвией Чау Фонг и пофотографировавши ее, направляемся дальше вглубь деревушки.
Все дома располагаются по обе стороны единственной дороги. Сами дома представляют собой установленные на сваях строения с террасой, к которой ведет небольшая лесенка. Домики аккуратные без архитектурных излишеств, скаты крыш которых покрыты черепицей. На улице встречаются в основном женщины и дети, причем многие женщины одеты в традиционные для чамов мусульманские одежды и головной убор.
Большинство мужчин в деревне либо рыбаки, либо работают на близлежащих рыбных фермах на реке Меконг. Женщины в основном занимаются ткачеством, производя уникальные ткани с национальным орнаментом, или просто работают продавщицами на местном рынке.
Как-то незаметно мы подошли к каналу Виньан, протекающему через деревню. Тут же нашему взору открылся пешеходный мост, перекинувшийся между двух крутых берегов и соединивший деревни Виньтуонг и Пхумсоай, чтобы людям было удобно перемещаться. Подвесной мост Масджид Ниа-Мах (Masjid Al Nia'Mah) был построен на средства Посольства Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в 2010 г. Это символ солидарности и дружбы между народом Объединенных Арабских Эмиратов с вьетнамским народом.
Мост гармонирует с исламской архитектурой находящейся рядом мечети Масджид Ниа'Мах и домами чамов в Чау Фонге. Мечеть Масджид Аль Ниа Мах (Masjid Al Niamah Chau Phong) была построена в 1930 году и представляет собой типичную исламскую архитектуру чамов. Она обслуживает около 1000 мусульман. В ее школе имеется семь классов для мусульманских детей.
Среди девяти коммун чамов в Анзянг коммуна Чау Фонг является самой большой с более чем 500 домохозяйствами и более 2500 жителей, разделенных на семь небольших деревень. У каждой деревни есть свой небольшой храм, куда местные жители приходят молиться каждый день. Только в пятницу все люди должны прийти в большой собор к 12:00, чтобы помолиться. Женщины же молятся дома.
Продолжаем знакомиться с бытом этой деревни чамов. Неизгладимое впечатление оставили высоченные дома на 3-4-х метровых деревянных сваях, которые располагаются вдоль берега реки. Так местные жители защищают свои жилища от наводнений. Эти дома более скромные и больше напоминают сарайчики.
Продвигаясь вдоль канала, встретили группу торговцев везущих свой товар видимо в сторону местного базара. Судя по всему, это были местные вьетнамцы. Дойдя до большого моста Cầu Châu Phong соединяющего два берега канала, мы направились в обратном направлении в сторону причала. Здесь уже было более людно. Встречались местные магазинчики со своим незатейливым товаром возле которых собирались женщины, еще одна небольшая мечеть. Местные жители встречали нас доброжелательно с улыбками.
Дойдя до пристани, мы посетили небольшую ткацкую мастерскую, где смогли увидеть, процесс производства тканых изделий, и изучить приемы работы местных мастериц на ручных ткацких станках. Так подошла к концу интересная экскурсия, познакомившая нас с мусульманским образом жизни в дельте Меконга.
Мы снова вернулись на нашу лодку, правда к причалу пришвартовалось еще одно судно с туристами, и часть нашей группы пересела на него. Им предстоял тур в Камбоджу. Мы несколько лет назад посещали эту интересную страну и искренне были рады за этих людей, которых ждали незабываемые впечатления. О нашей поездке в Камбоджу можно прочитать здесь. Наша экскурсия на этом также не заканчивалась, и нам предстоял визит на гору Сэм, но для начала нужно было вернуться к отелю забрать свой багаж и пересесть на автобус.
Главная достопримечательность Чаудок - гора Сэм (Sam), расположена примерно в семи километрах к северу от города. Хотя горой, конечно, ее можно назвать с большой натяжкой (ее высота всего около 230 метров), но учитывая рельеф местности дельты реки Меконг, это действительно самая высокая точка. Вокруг горы и на ее склонах расположено около десятка храмов, некоторые из них спрятаны в пещерах. Гора является местом паломничества местных жителей, благодаря наличию на горе многих святынь.
Дорога к горе не заняла много времени и вот мы уже находимся у ее подножия. Вверх ведет достаточно крутая лестниц, преодолев которую мы сможем насладиться всей красотой здешних мест.
Преодолев четыреста ступенек ведущих к священной буддистской пагоде Chua Hang (Пещерная пагода) мы вышли на террасу с которой открылись потрясающие виды на близ лежащие места. Наш гид сообщил нам, что отсюда уже видно территорию Камбоджи.

Для справки
Phước Điền Temple (по-вьетнамски: Chùa Phước Điền ) (также известный как Chùa Hang или Hang Pagoda ) — храм в Чаудок, провинция Анзянг, юго-запад Вьетнама. 10 июля 1980 года Министерство культуры и информации Вьетнама приняло Решение о признании пагоды Ханг (Фуок Дьен Ту) национальным историческим памятником.
(Информация из Википедия)
На самой террасе разбит красочный сад с беседкой и небольшим прудиком с водяными лилиями, утопающий в цветах и другой растительности, придавая пагоде Ханг поэтическую картину. Вокруг установлены многочисленные статуи, что создает неповторимый архитектурный ансамбль, а небольшие фигурки улыбающихся то ли богов, то ли просто монахов поднимают настроение. Нижняя часть пагоды включает в себя помещения для монахов и две башенки-ступы, которые дополняют эту красоту. Верхняя часть состоит из двух частей, главного святилища и поразительного комплекса пещер и гротов.
Название пагоды Фуок Дьен можно перевести как благословенная земля. Также в некоторых источниках встречается название этого храма, как Висячая пагода. В храме есть святилище для поклонения статуе Будды Ди Лак, статуе Бодхисаттвы Авалокитешвары в женском обличье и четырем защитникам дхармы, взоры которых обращены к подножию горы. Перед храмом на склоне горы величественно стоят две красочные, искусно вырезанные ступы. Эти ступы также являются местами для поклонения двум монахам, имеющим величайшие заслуги в формировании пагоды Ханг Чау Док, госпоже Тхо (верхняя башенка) и бывшему главному монаху Тхич Хюэ Тиен (нижняя башенка). По обе стороны у основания ступеней храма располагаются две довольно яркие статуи гипсовых львов. Слева от пагоды находится Тай Ланг, справа — недавно построенный Донг Ланг.
Пагода была образована примерно в 1840-1850 годах, первоначально как храм из бамбука и листьев, как место практики, госпожой Дьё Тхиен, чье настоящее имя Ле Тхи Тхо (1818-1899). С тех пор и до настоящего времени пагода много раз перестраивалась и реставрировалась. Hang Pagoda славится не только своими восхитительными пейзажами, но также с ней связаны многие захватывающие легенды.
Согласно одной из легенд, рядом с пагодой находилась глубокая горная пещера, а в пещере обитала пара необычайно крупных змей. Но с тех пор, как госпожа Тхо пришла практиковать в это место, пара змей уже не была свирепа, и часто приходила прилечь рядом и послушать ее сутры. Постепенно эта пара змей была ей приручена, они часто приходили к ней питаться вегетарианской пищей, и оберегали храм от диких животных и мошенников. Она называла их Тхань Ша, Белая Змея. После ее смерти пара змей также внезапно исчезла. Поэтому старая легенда о паре змей, связанных с этой монахиней, подобна наставлению о неотвратимости торжества добра и наказании зла. Многие местные жители хорошо знают эту легенду о пагоде Чау Док Ханг.
Погуляв по саду и вдоволь насладившись его красотой, заходим в помещения самого храма, разбросанные по всему склону горы. Внутреннее убранство так же очень интересно. Главный зал пагоды Hang Chau Doc не слишком большой, но очень торжественный. С внешней стороны он украшен впечатляющими художественными барельефами. В главном зале поклоняются Будде Шакьямуни и ряду других богов. Посередине главного зала в задней его части установлена статуя самого Будды Шакьямуни с нежным лицом. С двух сторон установлены статуи Бодхисаттв Манджушри и Самантабхадра. Под ним есть Будда Амитабха, Бодхисаттва Авалокитешвара и Бодхисаттва Махастхамапрапта. Перед статуей установлены две большие свечи.
Из главного зала можно попасть в две основные пещеры храма. Первая пещера называется Snake Cave. Прямо внутри входа в пещеру находится место поклонения Будде Шакиамуни, статуя которого сделана из белого камня. Путь к пещере довольно темный, и свет туда попадает только через дверной проем при входе. По пути есть две большие статуи змей, изображающие двух богов, защищающих пещеру, Тхань Ха и Баха Ха с глазами, освещенными лампами, придающими пространству оттенок одухотворенности и добавляющими посетителям таинственного впечатления. Внутри пещеры есть место поклонения Будде Амитабхе, Бодхисаттве Авалокитешваре и Бодхисаттве Махастхамапрапте.
Вторая пещера темнее первой. Перемещаемся внутри пагоды по лабиринту узких проходов. Спускаемся на дно небольшой пещеры, и в итоге попадаем к просторным залам, богато украшенным скульптурами. В частности, в пещере есть статуя Тысячирукого Тысячиглазого Будды. Согласно буддизму, Тысячирукий Тысячиглазый Будда — это Бодхисаттва Авалокитешвара. Он видит все несчастья живых существ и делает все возможное, чтобы помочь им. Это показывает, что Будда находится всегда рядом, излечивая любые болезни, помогая всем живым существам. У стены, есть несколько статуй Будды Бхайшаджьягуру, каждая из которых имеет определенный цвет. В самом дальнем конце пещеры находится место поклонения Бодхисаттве Авалокитешваре в женском обличье Богини Милосердия (Quán Thế Âm). Само святилище представляет собой небольшую зеркальную комнатку с многочисленными позолоченными скульптурками Богини. Отражаясь в зеркалах, эти скульптуры создают иллюзию огромного помещения с тысячами сияющих золотом Богинь, что, несомненно, очень красиво.
Здесь необходимо заметить, что в странах, которые следуют северному буддизму, в том числе во Вьетнаме, большинству статуй Бодхисаттвы Авалокитешвары поклоняются в виде женского тела. Потому что в представлении каждого верующего она нежная мать, которая часто защищает и благословляет живые существа, особенно в трудные времена.
>
Здесь же в пещере можно набрать холодной водички, которую добродетельная Богиня льет из кувшина, который она держит в своей руке. Очень здорово пополнить запас живительной влаги особенно в жаркий день, тем более из рук самого божества.
Помимо залов для богослужений, в храме также есть другие помещения для учебы и проживания монахов и место для отдыха туристов.
Экскурсия на гору Сэм подошла к концу, мы вернулись в свой автобус, который повез нас дальше знакомиться с Дельтой Меконга. Чаодок произвел на нас глубокое впечатление, этот небольшой городок собрал в себе идеальное сочетание природной красоты, исторических достопримечательностей и дружелюбия местных жителей. Впереди нас ждал город Кантхо (Cần Thơ).


Примечание:
При описании внутренних помещений храма Чуа Ханг, а также легенды о храме использовалась информация с сайтов:
https://vemekong.com/phuoc-dien-pagoda-hang-pagoda-chau-doc/ и
https://scootersaigontour.com/hang-pagoda-or-phuoc-dien-pagoda-in-an-giang/
Карта Дельты Меконга


Предыдущая страница | Начало | Следующая страница





Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz