Мексика. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

МЕКСИКА

Паленке – столица Баакульского царства древних майя.


День одиннадцатый. 26.03.2014. Паленке.
Прибыли в Паленке на рассвете, когда солнце только-только начинало восходить.

Для справки
Паленке (исп. Palenque) — город в Мексике, штат Чьяпас, входит в состав одноимённого муниципалитета и является его административным центром. Численность населения порядка 42 947 человек.
Паленке был основан в 1567 году доминиканским монахом Педро Лоренсо, пытавшимся объединить в этом поселении несколько племён чоли. Индейцы называли это поселение Otolún, что в переводе означало огороженное место, а испанские колонисты перевели это как Palenque (с исп. — «место, огороженное частоколом»), это название и прижилось в дальнейшем.
В 1740 году отцом приходской церкви Антонио Солисом, в нескольких километрах от Паленке, была открыта археологическая зона, которую в дальнейшем назвали как и соседствующий город — Паленке.
29 октября 1813 года поселению был присвоен статус вильи, а 19 декабря 1972 года — статус города.
Город обслуживает Международный аэропорт Паленке, начавший свою работу в 1931 году, а в 1997 году был возведён новый современный терминал.
(Использована информация с сайта Википедия).

Вышли из автобуса и, забравшись в маленький рюкзачок, который был с нами в автобусе, обнаруживаем, что не хватает некоторых вещей. Не можем в это поверить. Еще раз осматриваем свои вещи, которые перевозили в салоне автобуса. Действительно, пропала видео камера, мой мобильный телефон, плеер для музыки и аудиокниг и кое-что по мелочи. Радовало, что второй рюкзачок, который был забит под завязку, видимо не смогли достать с верхней полки для багажа. А в нем находилась вся остальная наша аппаратура, фотоаппарат и ноутбук. Первым делом муж обращается к полицейским, которые находились на территории автовокзала. Те, выслушав наши претензии, задерживают автобус и производят досмотр в его салоне. Естественно, ничего не находится и автобус продолжает свой маршрут дальше. Нам же предлагается оставить заявление о краже в местном отделении прокуратуры, специализирующейся на преступлениях, совершенных против иммигрантов. Полицейские нас сопроводили туда, но так как время раннее, около семи утра, то нужно было ждать начала рабочего времени. Расположившись на крыльце, ожидаем прокурора, и анализируем произошедшее событие. Вместе с нами ожидали две молодые девушки, англичанки, у которых произошла аналогичная ситуация, но видимо у них все было намного хуже, так как были украдены паспорта и деньги. Правда, долго они ждать не стали и ушли. По нашему мнению, кража произошла исключительно при участии водителя автобуса, так как наши места находились в первом ряду возле входной двери рядом с водителем. Естественно не видеть подозрительных личностей шарящих по рюкзакам на полках он не мог. Значит, скорее всего, был сообщником. К тому же запомнился момент, когда минут за пять до прибытия на автовокзал в Паленке он высадил подозрительного мужика на одной из еще темных улиц города.
Пришедший представитель прокуратуры явно не имел желания вникать в суть случившегося, навязывая нам мнение, что кража могла произойти где угодно, так как за время ночного переезда мы проехали по территории четырех штатов (Кинатана-Роо, Кампече, Табаско и Чьяпас), и не факт, что хищение имущества произошло на территории штата Чьяпас. В общем ничего другого от этого официального лица мы не ожидали, так как правоохранительные органы у нас работают в этом плане не лучше. В конце концов, нужно принимать возникающие жизненные ситуации достойно и философски. Как говорится, если жизнь преподнесла тебе лимон, то сделай из него лимонад. Конечно, жаль пропавшее имущество, тем более, навсегда утерянные фотографии, которые находились на телефоне. А там были наши перелеты, фото из музеев Фриды Кало и Льва Троцкого, а также видеосъемки, сделанные на камеру в Тулуме. Но жизнь продолжается. Конечно, мы чересчур расслабились и потеряли бдительность. Этого делать ни в коем случае нельзя. В дальнейшем рюкзак с аппаратурой мы ставили у себя в ногах, так как предстояло еще много ночных переездов. На страну и самих мексиканцев мы никоим образом не озлобились. Так как ни в коем случае нельзя негативно думать обо всем населении этой прекрасной страны из-за нескольких отдельно взятых негодяев.

На такси за 50 песо доезжаем до комплекса отелей El Panchan расположенных в джунглях. Находится он за пределами города на границе с природным заповедником Palenque. Этот комплекс объединяет пять отелей разного уровня. По дороге встретили американца, который показал нам дорогу к отелю Джангл Палас (Jungle Palace). Это территория среди джунглей, на которой расположены бунгало. Договариваемся за 230 песо и занимаем номер на втором этаже небольшого бунгало. Номер достаточно большой, санузел с горячей водой. А главное – свой балкон с видом на джунгли, а внизу протекает быстротечная речушка. Быстро приводим себя в порядок и направляемся к colectivo для поездки в археологическую зону Паленке.
Перед тем как сесть в colectivo платим 28 песо с человека за вход в заповедную зону и на руку нам крепят бумажный браслет. Буквально десять минут езды и мы на месте.
Стандартная плата за вход 59 песо на одного человека. Эта стоимость билета обычна для многих государственных музеев Мексики. Отличались лишь Ушмаль и Чичен-Ица, где помимо стандартного входного билета брался дополнительный сбор, что в общей сложности составляло сумму почти в 200 песо.
Для справки
Пале́нке (исп. Palenque, майя — «большая вода») — условное название развалин столицы Баакульского царства (цивилизация майя, III—VIII вв.), сохранившихся на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас. В 1987 г. объявлены ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Основные постройки датируются VII и VIII веками. Паленке погиб в IX веке — вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива. Руины известны с XVIII века и были посещаемы иностранными туристами ещё в XIX веке. Эти развалины вдохновили путешествующего русского поэта Бальмонта на написание стихотворения «В Паленке, меж руин…» (1906).
Сохранились остатки дворца площадью 92 x 68 м (группа зданий, расположенных вокруг двух больших и двух малых дворов), квадратная в плане башня и три храма, традиционно именуемые храм Солнца, храм Креста и храм надписей. Галереи и внутренние помещения украшены гипсовыми и каменными рельефами.
Наиболее масштабное исследование руин было проведено мексиканскими археологами с 1949 по 1968 годы. В первый же год исследований Альберто Рус Луилье обнаружил в Храме надписей помещение с ложным сводом, барельефами на стенах и саркофагом в центре. В 1952 году саркофаг, где находились останки правителя Паленке, вскрыли и все сокровища перенесли в национальный музей антропологии в Мехико. В Паленке осталась копия знаменитой резной плиты.
Археологическое исследование развалин продолжает преподносить сюрпризы. Так, в 1999 году археологи в храме ХХ нашли гробницу, а в храме XIX — алтарь с надписями и рельефами, изображающими внука правителя Пакаля.
(Использована информация с сайта Википедия).
Осмотр начинаем с так называемого Коридора захоронений Главной площади (Corredor funerario de la Plaza Principal). Во всех расположенных здесь пирамидах находятся гробницы правящей верхушки древнего города Паленке. И первым нашему вниманию открывается Храм Черепа или Строение XII (Templo de la Calavera / Edificio XII). Он расположен в юго-западном конце главной площади. Храм состоит из двух вытянутых с востока на запад коридоров, задний коридор разделен на три помещения, а передний выполняет функции притвора. Пирамидальное основание состоит из шести ярусов, а через каждые два уровня проходит более широкая площадка в виде аллеи, опоясывающей здание с северной, восточной и западной стороны.
Название этого храма произошло от фрагмента лепного рельефа, расположенного у входа в основании пилястры. На рельефе изображен череп, вероятно кролика. Первоначально он был окрашен в красный и синий цвета. Окончательный вариант храма был завершен во второй половине восьмого века. Однако археологические раскопки показали, что под Храмом ХII есть два более древних сводчатых сооружения, которые были построены одно над другим. Эта информация говорит о том, что это место было занято до строительства Храма Надписей. В более ранней постройке под Храмом Черепа была найдена могила с богатым подношением из нефрита.
Рядом, чуть левее располагаются остатки Храма XII А (Templo XII A). Сооружение не сохранило ни гребень, ни крышу, ни сам храм на основании, состоящем из шести ярусов. Первые две лестницы, ведущие на вершину пирамиды, проходят по всей ширине строения, а остальные четыре уровня имеют ступени только по краям каждого яруса. Пусть храм и не сохранился, но зато отсюда открывается красивый вид на Дворец и Главную площадь Паленке.
Вообще древний город Паленке – руины старого города, пирамиды, храмы, религиозные рельефы, тропические джунгли штата Чьяпас произвели магическое впечатление. Сочетание очень старых строений и развалин с яркостью зелени сочной травы, кустов, деревьев не может оставить равнодушным.
Продолжаем осмотр пирамид и переходим к Гробнице Красной Королевы или Строению XIII (Tumba de la Reina Roja / Edificio XIII). Она расположена справа от Храма Надписей. Здесь находилась гробница неизвестной знатной женщины, возможно, жены Пакаля. Она была датирована между 600 и 700 годами нашей эры.
На лестнице, на высоте антресоли первого яруса, находится вход во внутренний храм, где и была обнаружена гробница Красной Королевы.
Открыта она была весной 1994 года, когда молодой мексиканский археолог по имени Фанни Лопес Хименес заметила небольшую трещину на лестнице, частично прикрытую каменной кладкой и сорняками. Используя фонарик и зеркало, она заметила узкий проход, скрытый за лестницей, который, казалось, вел к запечатанной двери.
На следующий день группа археологов, работающая в Национальном институте антропологии и истории Мексики, начала исследовать то, что обнаружила Фанни. Они сняли кладку и увидели узкий заваленный коридор, ведущий внутрь пирамиды. После расчистки завалов в пирамиде были обнаружены три помещения, центральное из которых было запечатано и использовалось как погребальный склеп. Его каменная стена была покрыта лепниной, со следами краски.
Археологам было крайне любопытно узнать, что находится внутри, но они не стали сразу сносить стену, опасаясь повредить какое-либо украшение на внутренней стороне стены. Проделав небольшое отверстие, пятнадцать на пятнадцать сантиметров и заглянув внутрь, они увидели совершенно неповрежденную гробницу.
Центральное пространство занимал монолитный известняковый саркофаг. Полость саркофага была покрыта слоем оксидно-железной краски (киноварь) ярко красного цвета, отсюда и название гробницы.
Погребенной была женщина, тело которой было помещено в каменный саркофаг. Большое количество предметов, расставленных во время жертвоприношения, показывает, что она была важной персоной. Её скелет был покрыт и окружен большой коллекцией нефритовых и жемчужных предметов, костяных игл и раковин, которые изначально были частями ожерелий, ушных украшений и браслетов. Кроме того, внутри одной из ракушек находилась небольшая фигурка из известняка. Вокруг черепа лежала диадема из плоских круглых нефритовых бусин. Её лицо было закрыто жадеитовой погребальной маской состоящей из 300 пластин. В области груди скелета были найдены плоские нефритовые бусы и четыре лезвия из обсидиана.
Позже, в музее мы видели предметы, найденные в этой гробнице, в том числе саму погребальную маску и ракушку с известняковой фигуркой.
Напротив Гробницы Красной Королевы, у самой дороги, рядом с Храмом надписей, виден памятник из белого камня, сделанный в виде уменьшенной копии древнего храма майя. Надпись на одной из сторон монумента гласит: «Альберто Рус Луилье. 1906–1979». Здесь похоронен главный исследователь Паленке, человек открывший миру гробницу Пакаля. Он умер в далекой Канаде внезапно, от сердечного приступа, во время подготовки очередного Международного конгресса ученых-американистов.
Храм надписей (он же Гробница Пакаля), по непонятной причине всегда закрыт для туристов. Поэтому этой красивой и хорошо сохранившейся пирамидой мы любовались со стороны.

Для справки
Храм надписей (исп. Templo de las Inscripciones, майя — Дом девяти острых копий) — архитектурное сооружение VII века, построенное в классический период цивилизации майя над гробницей правителя Баакульского царства К’инич Ханааб Пакаля (Tumba de Pakal), его сыном и преемником Кан Баламом II в качестве погребального памятника.
Название храму дали надписи, расположенные на его стенах. Всего на трёх каменных плитках находится 617 иероглифов. На сегодняшний день прочитана бóльшая часть из них.
Храм Надписей» представляет собой девятиуровневую ступенчатую пирамиду высотой 24 метра с храмовой частью и потайной погребальной камерой. Лестница пирамиды делится на 4 платформы, на которых расположены 5 секций ступеней: первая секция с 9 ступенями, вторая и третья — 19, четвёртая — 13 и пятая — 9. Суммарное количество ступеней равно 69. На поверхности восьмой ступени пирамиды расположена постройка с пятью входами, и тремя помещениями, в одном из которых был обнаружен скрытый под каменной плитой туннель, ведущий в гробницу Пакаля. Предположительно, в прежние времена весь храм и его основание покрывала красная штукатурка, от которой на сегодняшний день ничего не осталось.
(Использована информация с сайта Википедия).
В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье раскопал «Храм надписей» — самую знаменитую пирамиду города, окутанную множеством тайн и легенд.
А. Рус заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах города) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. Устранив последнее препятствие, огромную каменную плиту, Альберто Рус и рабочие вступили в просторное подземное сводчатое помещение, лежавшее на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Сам Рус впоследствии писал: «Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца...»
Архитектура этой подземной гробницы была столь совершенна, что она и до наших дней сохранилась почти в идеальном состоянии.
(Использована информация с сайта http://www.retravel.ru).
Крупный саркофаг Пакаля занимает практически всё пространство погребальной камеры. Он вырезан из цельного куска камня и весит 15 тонн. На нём покоится надгробная плита 3,8×2,2 м весом 5,5 тонн.
Погребение Пакаля содержит богатые украшения из жадеита: на лице покоилась маска с глазами из перламутра и обсидиана. Во рту маски находится Т-образный амулет. Шея и запястья унизаны нитями бусин разных форм, на каждом пальце было по кольцу. Рядом лежали две нефритовые головы: одна олицетворяла Пакаля в преклонных годах, вторая — бога солнца.
Оригинал саркофага нам посчастливилось увидеть в Мехико, в музее антропологии. Там же находятся оригинальная погребальная маска Пакаля и прочие украшения. Копию саркофага мы позже увидели в местном музее, относящемся к данному археологическому комплексу.
Каменная крышка саркофага украшена изображением сцены воскрешения Пакаля и освобождения его из подземного мира. Центральный мотив занимает Древо жизни (wacah chan), у его подножия лежит Пакаль, которого поглощает разинутый рот преисподней. Между ними голова-скелет чудовища (божество земли) держит жертвенную чашу с иероглифом солнца. Это должно помочь Пакалю преодолеть путь в подземелье, чтобы воскреснуть на восточном горизонте.
Такова точка зрения официальной истории, однако, существует мнение о древнем вожде в летательном аппарате. Конечно, каждый видит одну и ту же картину по своему, поэтому делайте выводы самостоятельно. Альтернативная точка зрения выглядит так:
На плите изображен человек, сидящий в кресле… летательного аппарата. Его руки лежат на панели управления. Одной рукой он сжимает рукоятку рычага, а второй нажимает на клавишу или тумблер. Левая нога расположена так, словно человек давит на педаль. Помимо самого человека, на плите изображена загадочная аппаратура, которая вполне может быть приборной панелью управления кораблем и датчиками внешнего контроля. В носовой части, как предположили ученые, находятся два мощных электромагнита, назначение которых, вероятно, – создание магнитного поля в пространстве перед кораблем для предотвращения столкновения с мелкими метеоритами. В хвостовой части расположена аппаратура, которая может быть ядерным реактором, а из кормы аппарата вырывается поток пламени.
От гробницы Пакаля направляемся в сторону Дворца, пересекая при этом Большую площадь (La Gran Plaza). Это самое большое открытое пространство, где проводились самые важные ритуалы и самые важные гражданские мероприятия. Рядом с площадью, в западной части, располагается Храм XI или Строение XI (Templo XI / Edificio XII).
С площади открывается очень хороший вид на Дом Д (Casa D) дворца. Он является частью структуры Дома А, соединенного большим коридором по периметру с двумя нишами. Он расположен в северо-западном углу дворца и в настоящее время имеет пять входов с полными пилястрами. Он соединен с внутренним двором башни и пристроенными к нему с южной стороны помещениями, которые функционировали как ванные комнаты. От гребня здания сохранились выступы кровли по оси север-юг, не превышающие 60 см в высоту. Эти основания сделаны из плитняка и склеены известково-песчаным раствором. Крыша храма прямоугольная пирамидальной формы, а ее четыре наклонные стороны трапециевидной формы и со скатами.
Поднимаемся на платформу, на которой располагаются многочисленные строения Дворца. Трогаем старый камень, любуемся интересными панорамами.

Для справки
Дворец (El Palacio), комплекс из нескольких соединенных между собой зданий и дворов, строился несколькими поколениями на широкой искусственной террасе в течение четырех веков. Дворец использовался аристократией майя для бюрократических функций, развлечений и ритуальных церемоний. Дворец расположен в центре древнего города. Во дворце сохранилось множество скульптур и барельефов. Самой необычной и узнаваемой чертой дворца является четырехэтажная башня, известная как Смотровая башня. Смотровая башня, как и многие другие здания на территории, имеет мансардную крышу. А-образная сводчатая арка - архитектурный мотив, наблюдаемый во всем комплексе. Дворец был оборудован многочисленными большими банями, которые снабжались пресной водой по сложной водопроводной системе. Акведук, построенный из огромных каменных блоков с трехметровым сводом, отводит реку Отулум под главную площадь. Дворец является крупнейшим строительным комплексом в Паленке размером 97 метров на 73 метра в основании.
(Использована информация с сайта Википедия).
Прогуливаемся по периметру дворца, осматривая строения на которых имеются рельефные изображения. На Западной внешней галерее (Galeria exterior oeste) пилястры здания изображают правителей Паленке или богов, совершающих различные ритуалы. Первая и пятая пилястры изображают вельмож как воплощения бога Чаака, обезглавливающего своих жертв. На второй пилястре изображен правитель, одетый как бог Зерна, в сопровождении коленопреклонённой фигуры. На третьей пилястре танцует мужчина, держащий змею, в сопровождении женщины, одетой в хуипиль и юбку.
На Восточной внешней галерее (Galeria exterior este) пилястры украшены лепными барельефами с изображением двух вельмож, стоящих по бокам от правителя Кан Балама II. Он носит скипетр, который принимает форму бога Кавила, сельскохозяйственного божества, связанного с правящей династией. Внешняя галерея была украшена тремя медальонами с ликами богов, вероятно, связанных с небесным миром. Трёхлистная арка, напоминающая камеры подземного мира, образует вход во Двор Пленников.
Попадаем во Двор Пленников или Восточный двор (Patio de los cautivos / Patio este).
Он расположен в северо-восточном углу Эль Паласио. Имеет несколько входов из домов А (на востоке), В (на юге), С (на западе) и AD (на севере). Это пространство находится в хорошем состоянии, так как в 2009 году его посетила реставратор Габриэла Масон Фигероа, которая очищала рельефы, символические фигуры и глифическую лестницу, ведущую к восточному фасаду Дома С.
Дом А (Casa A) расположен в северо-восточном углу двора, хотя на самом деле это надстройка, состоящая из домов от A до D соединенных в северной части перемычкой, по большей части разрушенной. Он состоит из коридора с двумя удлиненными нишами, обращенными к внутренней части Эль Паласио, с выходом на восточное патио с хорошо обработанными и большими блоками. От гребня, украшавшего дом, сохранились проемы на кровле в центральной части. Крыша представляет собой прямоугольный архитектурный элемент с наклонным фризом и не имеет участка от третьей пилястры с внутренней стороны и от четвертой пилястры с внешней стороны до северного конца. Дом вытянутой формы разделен на два больших пролета центральной стеной и большим выходом к центру в виде трехлепестковой арки. Он украшен тринадцатью лепными медальонами. С западной стороны он сообщается лестницей с Двором пленников или рабов, с восточной стороны в нем отсутствуют последние ступени, которые позволили бы спуститься к ручью Отулум.
Дом Б (Casa B) расположен на южной стороне двора. Его главный фасад обращен на север. Начало гребня на кровле сохранено. Его главный фасад имеет три входа. В двух комнатах, выходящих на юг, сохранились скульптурные элементы в лепнине и остатки настенной росписи. Дом опирается на прямоугольное основание, которое на северном фасаде дает доступ к комнатам с помощью шести ступеней. Лестницы, ведущие во двор рабов, не имеют балюстрад.
Дом С (Casa C) расположен в северной части Дворца. Он разделяет между собой Двор Воинов и Двор Пленников. Он состоит из двух продолговатых помещений, идущих с юга на север, с пятью проёмами в каждой, которые функционируют как проходы от Патио-де-лос-Эсклавос к Патио-де-лос-Геррерос. На кровле дома сохранились остатки гребня. На крыше есть декоративные элементы из лепнины, состоящие из масок, распределенных по фризам. На южном фасаде можно различить следы трех масок, причем центральная из них лучше всего сохранилась. На восточном фасаде (обращенном во Двор рабов) видны следы семи масок бога дождя, из которых лучше всего сохранилась также центральная. На северном фасаде видны следы трех масок. Наконец, на западном фасаде можно увидеть фриз на крыше, который, должно быть, был украшен семью масками, так как видны их следы. Внутри дома, на стене, есть девять вылепленных изображений повелителей ночи. Дом поддерживается прямоугольным основанием, которое было покрыто большими каменными блоками, украшенными скульптурными барельефами, с запада - воинами, а с востока - пленниками. В этом доме восточный фасад представляет собой семиступенчатую лестницу, ограниченную монолитными балюстрадами, украшенными отдельными персонажами, изображающими пленников.
Через помещения Дома С переходим во Двор Воинов или Западный дворик (Patio de los Guerreros / Patio oeste). Он расположен в северо-западном углу Эль Паласио, окружен домами AD (на севере), D (на западе), башней и ее пристройками (на юге) и домом C (на востоке), в котором есть лестница, которая позволяет выйти во внутренний дворик. По ней и спускаемся вниз.
Башня дворца (Torre de El Palacio) расположена почти в центре архитектурного ансамбля, известного как Эль Паласио. Это квадратная структура, состоящая из подвала и трех уровней, служившая обсерваторией. Последний этаж и крыша были восстановлены археологами. Работы над этим архитектурным элементом начались в 1949 году, а завершена реконструкция кровли была в 1952 году. Гребень не сохранился, и нет данных о его возможном существовании. От башни сохранились четыре яруса. Первый уровень использовался как подвал и должен был иметь доступ к верхней части башни из других помещений и ванной комнаты, примыкающих к этому архитектурному элементу, и расположенных с западной стороны башни. Также на прочном фундаменте, поддерживающем башню, с ее восточной стороны (обращенной к западному фасаду дома Е) видны декоративные элементы панно с изображением девяти сидящих пленников (из лепнины). Центральная часть сооружения представляет собой лестницу, проходящую через три корпуса. Можно полюбоваться элементами декора, состоящими из плоской лепнины с важными частями, окрашенными красной краской.
Из Патио-де-лос-Геррерос переходим во Двор башни или Центральный двор (Patio de la Torre / Patio central). Он окружен постройками, называемыми Домом E (на востоке), Домом I (на юге), Домом K (на западе), а также башней и ее пристройками (на севере).
Дом Е или Дом восхождения к власти (Casa E / Casa de Ascencion al Poder) расположен в центре структуры под названием Эль Паласио. Это одно из самых представительных главных зданий Паленке, где восседали правители города со времен правления Пакаля. Расшифровка глифов позволила определить, что древние жители города называли его Сак Нук Ноах - «Дом белой кожи». Отсюда есть доступ к одному из туннелей, которые сообщаются с подземельем, где хранились троны умерших правителей. Он также имеет выход во двор Башни и дома C и D. Этот корпус считается самым старым из архитектурного комплекса. Его расположение делает его самым низким зданием из существующих зданий, но при этом самым защищенным в этом районе. Что касается гребня, то он не сохранился. Судя по всему, его не было, так как не осталось никаких следов. Возможно, что этот декоративный архитектурный элемент представлен только домами, находящимися на периметре этой группы. Рассматриваемый дом состоит из двух длинных пролетов, которые расположены с юга на север, в центральной стене, которая их разделяет, есть две двери, которые их сообщают, внутри он украшен символической лепниной, расположенной на дверях. На западной боковой стене расположен знаменитый рельеф восшествия на престол правителя, известного как Пакаль.
Дом I (Casa I) расположен к югу от Эль-Патио-де-ла-Торре и в южной части западного фасада дома E. Он состоит из коридора, ориентированного с востока на запад, с основным выходом на север. Стены храма сохранились на разной высоте, на восточной стене есть вход, украшенный изнутри лепниной, вылепленной вокруг проема, который представляет собой пасть рептилии, имитирующую доступ в подземный мир. На северном фасаде, с западной стороны на наружной стене, есть фрагмент человеческой фигуры по пояс из лепнины.
Дом Н (Casa H) расположен южнее дома I, восточнее Дома K и западнее Дома G, с которыми он соединяется через крышу, образуя два узких коридора с центральной стеной между двумя зданиями. Эта структура не сохранила следов гребня. На разделительной стене двух пролетов сохранились фрагменты свода. Он состоит из двух вытянутых помещений, ориентированных с востока на запад. Через южный фасад в этот дом можно попасть через три проема. В западном конце здания есть туннель, который дает доступ к подземелью Эль-Паласио. Внутри этого пространства, примыкающего к северной стене, находится скамья.
Подземелье (Subterráneos) находится в большом подвале, поддерживающем конструкции архитектурного комплекса дворца. Оно расположено в юго-западном углу этой структуры и имеет свой главный вход с южного фасада Эль Паласио. Подземелье состоит из трех длинных туннелей, которые занимают более половины ширины подвала. Есть три входа через туннели, которые начинаются на этажах домов E, H и K и достигают того, что можно считать северным коридором подземелья.
Дом K (Casa K) расположен на западном фасаде Эль-Паласио, к югу от дома D и к северу от дома L, состоит из двух длинных помещений, идущих с юга на север, с одного из которых есть выход в Патио де ла Торре. Ближе к его южному концу есть доступ к подземелью Эль Паласио. Гребень здания не сохранился. Фрагмент свода сохранился на центральной стене, примыкающей к южной части дома D.
Дом Л (Casa L) расположен в юго-западном углу Эль-Паласио, к югу от Дома К, а его восточный фасад выходит на зеленую эспланаду. Он состоит из ряда комнат, которые сохраняют часть крыши первого уровня. Это здание состояло из двух уровней. В двух комнатах сохранились остатки склепа, видны некоторые стены верхнего уровня, а комнаты нижнего уровня сообщаются с небольшой площадью на восточном фасаде, покрытой травой. Сохранились внутренние лестницы, ведущие на верхний уровень.
Дом J (Casa J) расположен в восточной части Эль-Паласио и примыкает к южной части дома А. Это вытянутый коридор с юга на север, который был разделен на пять комнат, стены которых едва достигают метра в высоту. От восточной части дома не сохранилось ни одного архитектурного элемента. В этом пространстве нет пола, и поэтому скопившаяся дождевая вода просачивается внутрь туннелей. Гребень и крыша не сохранились.
Дом G (Casa G) расположен в южной части El Palacio, в юго-восточном углу, южнее Домов E и F и с запада примыкает к дому H. Под полом этого дома проходит подвальный коридор. Гребень этого дома не сохранился. Фрагменты кровли сохранились на разделительной стене пролетов. Дом состоит из двух длинных пролетов, идущих с востока на запад, и в некоторых местах сохранились остатки стен. Стены по периметру остаются незавершенными на разной высоте. Полы частично разрушены.
Закончив осмотр Дворца, выдвигаемся в южную часть археологического комплекса. Здесь нам по дороге встречается интересное гидротехническое сооружение древних майя, по которому протекает ручей Отулум. Этот акведук (Acueducto) берет начало из горных источников Южного Акрополя. Он проложен рядом с одной из сторон Храма Надписей, далее проходит мимо восточной стены Дворца к площадке для игры в мяч и заканчивается у спуска к жилым районам города.
Направляемся в сторону Южного Акрополя (Acrópolis Sur). Он расположен в юго-восточной части комплекса. Мы шли по тенистым тропинкам джунглей, обнаруживая древние сооружения и здания и нам казалось, что мы находимся совершенно в другом, интересном и неизведанном мире, который полон тайн и загадок. Я собирала интересные камешки для того, что бы привезти частичку этого волнующего меня места к себе домой.
Первой на пути нам встречается Структура XXI (Estructura XXI). Она расположена к северу от Структуры ХХ. Представляет собой Храм прямоугольной формы, ориентированный с востока на запад. Главный фасад здания обращен на север. Он был построен на выравненной большой площадке рядом с северной подпорной стеной, которая отделяет этот акрополь от известной Пласа-де-лас-Крусес. Храм опирается на цоколь таких же размеров, как и само здание. На уровне стыка цоколя и храма виден небольшой выступ, выполненный тесаными камнями. Внутри храма четыре колонны с прямоугольным основанием без лепных декоративных элементов. В юго-восточном углу расположен барельеф из известняка со сценой провозглашения Акала Мо Нахаба III правителем. Он был найден в 2002 году в руинах Храма ХХI, и образовывал переднюю часть скамейки или трона, находившегося внутри здания.
Пройдя чуть дальше, натыкаемся на Структуру ХХа (Estructura XXa). Она расположена южнее Структуры XXI. Основание, поддерживающее храм, состоит из длинного строения, ориентированного с востока на запад, которое не было полностью расчищено.
Лестницы разделены на три секции. В первой секции восемь ступеней и площадка. Вторая секция имеет девять ступенек и площадку. Последняя секция состоит из трех ступеней, ограниченных балюстрадами, и небольшой площадкой. Эту структуру мы не посещали.
Проходим мимо еще одного строения именующегося Структура ХХ (Estructura XX). Это самый высокий памятник в этом районе с большим пирамидальным основанием, поддерживающим остатки храма. Считается, что данное сооружение пережило как минимум три периода реконструкции или перестройки. Сам Храм 20 датируется между 430 и 600 годами нашей эры в период ранней классики. Стены по периметру находятся на разной высоте, и лучше всего сохранились стены с южной стороны.
В 1999 году археологи обнаружили гробницу внутри Храма 20, но любая попытка проникновения внутрь могла бы привести к повреждению построенного на ней храма из-за неопределенного структурного состояния пирамиды. С помощью специального оборудования удалось увидеть внутри пирамиды оштукатуренные стены, плиты и фресковую живопись.
Работы по расчистке и укреплению, проводимые здесь еще не закончены. По этой причине данная структура закрыта для посещения.
Строение XIX (Estructura XIX) расположено к югу от Пласа-де-лас-Крусес, и к юго-востоку от строения XX. Оно состоит из большой платформы с храмом на вершине, с большим внутренним пространством, и не сохранившейся крышей. В центре находится семь колонн квадратного сечения, украшенных лепниной и полихромными рельефами. В здании сохранились исключительно периметральные стены разной высоты. Лестница, ведущая к храму, имеет три уровня, которые расположены на главном фасаде здания.
При раскопках 1998 и 1999 годов внутри здания была обнаружена площадка, интерпретируемая, как трон, а на южной и западной сторонах были найдены рельефы, выполненные по заказу правителя Кинич Ахкал Мо Нахб III в 736 году н.э.
Рельеф, показанный здесь, является копией. Оригинал находится в местном музее вместе с полихромным лепным рельефом, который находился на одной из пилястр.
Следующим строением, которое мы посетили для осмотра, была Структура XVII (Estructura XVII). Она расположена в южном конце группы, называемой Де-лас-крусес, на склоне холма Эль-Мирадор, к западу от постройки XXI. Храм имеет главный фасад, обращенный на запад, он организован с двумя нишами в направлении север-юг. Стены достигают высоты почти трех с половиной метров без крыши. В верхнюю часть храма ведет лестница из шести ступеней, ограниченная наклонными балюстрадами без отделки из известняка. На храмовую гору ведет лестница, покрывающая естественную возвышенность из земли, которая не была полностью восстановлена.
Внутри храма, в центральной комнате в задней нише, находилась панель, известная как Los Guerreros. В храме показана репродукция, поскольку оригинал находится в местном музее, и мы имели возможность видеть её там, в оригинале.
Выходим на величественную площадь Группы крестов (Grupo de las Cruces). Эта общественно-религиозная площадь расположена к юго-востоку от ручья Отулум, на склоне холма. Архитектурная платформа создавалась за счет насыпей на ее восточной оконечности и образовывала разграничение периметра наклонной подпорной стеной.
Участок Крестового комплекса расположен у подножия горы Йемаль К'ук Лакам Витц, Великой горы нисходящего Кецаля. Она считалась у майя священной горой из-за множества природных источников, которые снабжают пресной водой реку Отулум. Река Отулум была основным источником воды для города.
Конструкции Крестового комплекса построены из известняка, который широко используется в этом регионе. Он состоит из трех основных сооружений: Храма Креста, Храма Солнца и Храма Лиственного Креста. Три основных храма, входящие в состав Крестового комплекса, выровнены, образуя крест.
Пирамиды Крестового комплекса были построены в позднеклассический период, в соответствии с общими мезоамериканскими архитектурными традициями. Они полагались на замысловатый резной камень, чтобы создать впечатляющий дизайн лестницы. Эти три храма являются единственными сооружениями в царстве майя, которые играют роль кодекса майя, состоящего из трех частей. В храмах записана как реальная, так и мифическая история. Записанную в них историю можно читать, переходя от храма к храму, как если бы это была книга.
(Использована информация с сайта Википедия).
Храм Лиственного Креста (Templo de la Cruz Foliada), как и Храм Креста, расположен на естественной возвышенности на склоне холма, который использовался для возведения храма и служил фундаментом. Его главный фасад обращен на запад. Основание состоит из нескольких секций, на которых построен храм, с двумя пролетами, продольная ось которых проходит с севера на юг. Конструкция представляет собой портик с тремя проемами с боковыми кельями по краям и алтарем в центральной части. Его передняя часть разрушилась, поэтому сегодня есть продольный разрез здания.
Он был посвящен божеству-покровителю Унен Кавиилу (также известному как «ГИИ»). В святилище выставлена резная табличка. Кинич Кан Бахлам снова появляется в центре сцены со своим покойным отцом Пакалем II, который был свидетелем ритуалов, проводимых его сыном. В центре и на священном капоковом дереве изображено олицетворение растения кукурузы, выходящего из головы «чудовища-витца», представляющего гору. Среди дат, начертанных на табличке, наиболее важным является 692 год нашей эры, соответствующий освящению Храма.
Храм Креста (Templo de la Cruz) – самый большой и значимый в данной группе. Он расположен на естественном склоне холма, который использовался для возведения храма и служил фундаментом. Склон был покрыт камнем, чтобы придать ярусам форму. Главный фасад ориентирован на юг. Храм представляет собой ступенчатую пирамиду с барельефной резьбой внутри. Храм состоит из полуразрушенного портика и заднего пространства, разделенного на два боковых помещения и одно центральное помещение со святилищем.
В 1993 году археологи нашли в Храме Креста подношение, содержащее более 100 курильниц для благовоний.
Поднимаемся к Храму Креста. Отсюда открывается великолепная панорама, как на саму площадь этого комплекса и близлежащие храмы, так и на комплекс Дворца и соседнюю с ним Гробницу Пакаля. Сколько раз мы уже поднимались на всевозможные пирамиды в разных местах и каждый раз не переставали восхищаться красотой пейзажей открывающихся с их вершин.
Храм был построен в ознаменование восхождения на престол Кан Бахлума II после смерти Пакаля Великого. Барельефы показывают, как Кан Бахлум получает великий дар от своего предшественника. Мотив креста, найденный в комплексе, отсылает к названиям, данным храмам, но на самом деле крест - это изображение Мирового Древа, которое, согласно мифологии майя, можно найти в центре мира.
Храм Солнца (Templo del Sol) расположен в западной части эспланады, которая составляет Пласа-дель-Группо-де-лас-Крусес. Его главный фасад обращен на восток, то есть к восходящему солнцу, а задняя часть обращена к склону, который является подпорной стеной. Переднюю стену разделяют три массивных входных проема, так что центральная часть стены напоминает скорее колонны, украшенные лепниной. Внутренние залы представляют собой протяженные галереи с каменными полами, выполненными из отшлифованных плит. На противоположной стене галереи имеются небольшие окна, пропускающие лучи света. В задней части храма имеется три комнаты, одна из которых изолирована от остальных. Дверной проем этого святилища украшен орнаментом из лепнины, а в простенке, возле двери, вырезаны надписи.
В самом святилище стены гладкие, без резьбы и орнаментов, а на фронтальной стене укреплена каменная плита в виде панели, разделенной на три части. Панно в святилище представляет Пакаля II и Бахлама Кан Кинича. В центре сцены знаки военной и политико-религиозной власти: копья, щит и церемониальный жезл. Последний носили правители как знак власти, связывая свой авторитет со сверхъестественными силами.
Возможно это навязчивая идея, но нам показалось, что на панно изображено непонятное существо в скафандре.
По соседству с Храмом Солнца находится менее внушительное строение Храм XIV (Templo XIV). Он также обращен главным фасадом на восток. Храм представляет собой сооружение на двух основаниях, с двумя вытянутыми помещениями с юга на север, точно так же, как и другие храмы Пласа-де-лас-Крусес внутри заднего помещения в центральной комнате находится святилище, в котором сохранились фрагменты человеческих фигур из лепнины. На задней стене святилища находится барельефное панно на трех плитах из известняка, встроенных в стену. На панно изображен танцующий Кан Бахлам или Змей-Ягуар II и его мать Ахпо-Хель. Судя по всему, этот храм был построен по заказу Кинич Кан Джой Читам II и был посмертно посвящен его брату и предшественнику Кинич Кан Бахлам II.
Храм XV (Templo XV) более поздней постройки (750-800 гг. н.э.) имеет сходные характеристики со зданиями группы Креста. В здании есть портик с тремя входами и разделенный внутренний отсек с центральной комнатой и двумя боковыми комнатами, которые в настоящее время разрушены.
Внутри этого здания были обнаружены три гробницы. В центральном помещении обнаружены остатки саркофага, вероятно, принадлежавшего высокопоставленному лицу. Среди найденных здесь предметов были раковины жемчуга, нефрит, множество предметов из кости и двустворчатых раковин, керамические тарелки и прекрасно обработанные чаши, сохранившие свой первоначальный декор.
Также к Храму относится целый Комплекс XV (Grupo XV). Правда, он сильно разрушенный. Тем не менее, он состоит из следующих строений.
Структура «А» (расположена к западу от главного здания): у этого небольшого здания когда-то была крыша. Выделяется находка внутри небольшой гробницы, разграбленной с доиспанских времен. В нем недавно был найден стакан, украшенный водоплавающими птицами в черно-оранжевых тонах.
Строение «Б» (к северу от предыдущего): на его западной стороне обнаружена гробница-цистерна с кремовой вазой с выгравированными глифами.
Структура «С»: хотя она была найдена сильно разрушенной, в ней были хорошо сохранившиеся лепные держатели для курильниц из глины.
Структура «Д» (за основной структурой): это небольшая платформа, которая, вероятно, служила фундаментом для конструкции, построенной из древесных материалов. В нем есть свидетельства домашней деятельности, о чем свидетельствует большое количество найденных здесь точильных камней, грубой керамики и обсидиановых ножей.
Осмотрев храмы Группы Креста переходим в северную часть комплекса. По дороге любуемся пышной природой здешних мест. Паленке просто утопает в зелени джунглей. Очень красивые тропические цветы растения Геликония, являющегося травянистым многолетним. Мы повстречали два его вида - Рострата (Heliconia rostrata - висячая клешня омара или ложная райская птица) и Бихай (Heliconia bihai).
Пройдя мимо Паласио, встречаем остатки древних сооружений. В настоящий момент от джунглей очищена их небольшая часть. Согласно карте, данные строения, скорее всего, имеют отношение к Группе Отулум (Grupo Otulum) названной так в честь ручья, протекающего в этом месте.
Напротив этих безымянных строений находится стадион для Игры в мяч (Juego de pelota), являющийся непременным атрибутом во всех городах древней цивилизации майя, которые мы посетили.
Он расположен к северо-востоку от строения, известного как Эль Паласио. В плане архитектуры он состоит из двух похожих строений, ориентированных с юга на север, которые разделены площадкой для игры в мяч. Доступ к вершине обеих этих структур осуществляется через боковые лестницы, расположенные с южной и северной стороны этих строений. От лестницы с южной стороны остались только первые три ступени. Крупные плиты, на которых, вероятно, вырезаны глифы, служат покрытием склона платформы в её центральной части. Типичные для этих сооружений каменные кольца отсутствуют, по этой причине предполагается, что использовались деревянные кольца. Рядом находятся трибуны, которые использовались для свидетелей ритуалов. В Паленке Игра в мяч занимала привилегированное место благодаря глубокому религиозному и символическому значению, которое имела эта церемония.
Северная группа (Grupo Norte) расположена на северной границе равнины, где находится монументальный район Паленке. Эта группа состоит из пяти храмов, установленных на длинной платформе и алтаря на востоке. Здания храмов пронумерованы с востока на запад с I по V. Фасады всех храмов ориентированы на юг. Также к данной группе относится Храм графа.
Первые раскопки в Северной группе были сделаны археологами Альберто Руз и Хорхе Ангуло в 1955 и 1956 годах. Самой старой постройке в Северной группе соответствует фундамент храма V.
Платформа не имеет одинаковых фундаментов, так как на ней представлены переделки и пристройки, которые проводились на протяжении всего развития и эволюции города. Вероятно, эти храмы были украшены лепными рельефами на колоннах и фризах. Участок, поддерживающий храмы I, II и III, состоит из семи зданий, а участок, на котором расположены храмы IV и V, состоит из трех зданий. С южной стороны располагается главный вход, в котором отсутствуют элементы лестницы. Эта структура обозначена как NG1. Лестницы доступа к этой платформе в некоторых сегментах четко не определены. В юго-восточном углу платформы, где расположены корпуса I, II, III, IV и V, находится невысокий алтарь с основанием и, вероятно, начало храма.
Графский храм (Templo del Conde) одна из пирамид с самой ранней архитектурой на этом месте, построенная в 647 году нашей эры. Храм покоится на пирамидальном основании из пяти секций. Лестница представлена на главном фасаде, обращенном на восток. Стропила сохраняются до высоты первого яруса. Первоначально фасадные пилястры, фриз и гребень были украшены символическими и хронологическими мотивами. В настоящее время сохранилась лишь часть каменных рам, служивших опорой лепным фигурам фриза и другим украшениям на пилястрах.
Этот храм имеет типичную для Паленке планировку: портик с тремя входами и одним внутренним залом, разделенным на одно центральное помещение и два по бокам. Пирамида названа так потому, что предположительно использовалась графом Жаном Фредериком Вальдеком, французским путешественником, во время его пребывания в Паленке в первой половине девятнадцатого века, хотя на самом деле он жил у подножия Храма Креста в течение двух месяцев.
Под оштукатуренным полом крыльца были обнаружены три гробницы с небольшими человеческими останками, но с полными подношениями, состоящими из бус из ракушек, костяных предметов и маленьких улиток, просверленных для использования в качестве подвесок.
От Северной группы спускаемся по склону к Жилым районам (Zonas habitacionales) Паленке. Начиная с прошлого века исследователи заметили, что вокруг больших храмов и площадей располагались многочисленные группы более мелких построек, в которых находились человеческие захоронения и предметы, связанные с приготовлением и употреблением пищи, производством обсидиановых артефактов. Были найдены и кремень, а также предметы и архитектурные пространства ритуального характера, которые рассказывают о верованиях и мировоззрении живших там семейных групп. В Паленке раскопаны пять единиц жилья, четыре из которых можно посетить проходя по экологической и археологической тропе.
Группы I и II (Grupos I y II) – это набор зданий, построенных на измененном склоне холма из известняка, которые приспосабливаются к специфике рельефа. Здания ограничены сериями террас и внутренними двориками, которые обычно имеют узкие входы, лестницы и коридоры. Группы I и II являются смежными и вместе относятся к группе А.
Группа I объединена зданиями 1, 2 и 3, которые фактически находятся на трёх уровнях, из которых третий является самым низким; между строениями 2 и 3 находится своего рода эспланада в форме буквы L. Эти здания представляют собой прямоугольные постройки однопролетной планировки с количеством внутренних помещений до четырех и ограниченным доступом.
Группа II состоит из строений 11, 12, 13, 15 и 16, обращенных в центральный двор. Комплекс II расположен в 25 метрах к северо-западу от Комплекса I и характеризуется небольшим внутренним двором, окруженным большой платформой, на которой когда-то стояли небольшие постройки.
Захваченные джунглями постройки, через которые проросли огромные деревья, невольно навевают воспоминания о посещении Храма Та Пром в Камбодже.
Спускаемся к ручью Отулум. В этом месте он протекает небольшим потоком сквозь густые заросли джунглей. От удивительного вида террас, по которым петляет узенькая тропинка, просто захватывает дух. Кажется, будто находишься в сказочном мире.
Выходим к небольшому, но очень красивому водопаду с романтическим названием Ванна королевы (Cascada El Baño de la Reina). И действительно, струи воды, падающие с огромных валунов, попадают в созданную природой естественным образом каменную ванную. Очень красивое место.
Отсюда начинается следующий комплекс строений Группа Б (Grupo B). Эта группа вместе с группами I, II и C образует часть туристического коридора, который получил название «эко-археологическая тропа», в которой посетитель проходит через архитектурные строения жилого типа с помещениями, предназначенными для поклонений, среди густой растительности. Эта группа расположена к северо-востоку от Большой площади и состоит из пяти удлиненных (прямоугольных) построек, распределенных вокруг центрального патио: корпуса 1, 4 и 5 расположены на западе, а корпуса 2 и 3 — на востоке. Первоначально здания имели каменные крыши. Многие из повседневных дел жители осуществляли на открытых пространствах близлежащих площадей.
Эта группа расположена на террасе между реками Отулум и Мурсьелагос (восток и запад соответственно) и у подножия двух водопадов, один из которых известен как Эль-Баньо-де-ла-Рейна. Функция этих зданий была жилой по своей природе, и в большинстве из них были обнаружены погребальные гробницы, что подтверждается найденными человеческими захоронениями с фигурками, созданными как подношения.
Заселено людьми преимущественно между 770 и 850 годами.
Доходим до ручья Мурсьелагос, отсюда берет начало следующий одноименный с ним комплекс строений или Группа летучих мышей (Grupo Murciélagos). Она расположена на эколого-археологической тропе и состоит из большого количества зданий, расположенных между ручьями Отулум и Мурсьелагос, которые были построены на низком фундаменте с одним или четырьмя параллельными помещениями. Они могли иметь один или два уровня, соединенных узкими лестницами. Иногда некоторые из комнат использовались для размещения гробницы под полом. В других, таких как Храм I, есть небольшая погребальная камера. Вне построек были найдены точильные камни, песты, ступки, гончарные и каменные орудия труда, жадеит и ракушки. Такие артефакты относятся к повседневной жизни этих жилых комплексов, представляющих последний период в существовании города Паленке. На сегодняшний день еще не все руины исследованы.
(При описании достопримечательностей Паленке использована информация с сайта https:// www.inah.gob.mx/).
Тем временем выходим на мост Летучих мышей (Puente Murciélagos). Сам мост представляет собой подвесную конструкцию и с него открывается изумительный вид на еще один водопад Сомбрильяс (Cascada La Sombrilla).
Этот водопад, расположен на территории археологических раскопок Паленке и является еще одной скрытой жемчужиной этих покрытых джунглями руин. Расположен он на высоте 84 метра над уровнем моря. В этом небольшом, но живописном водопаде купаться запрещено.
По тропинке следуя указателям, выходим к Археологическому музею или Музею Альберто Рус Луилье (Museo de Sitio de Palenque / Museo Alberto Ruz L’huillier). В нем выставлены экспонаты и сокровища, которые были найдены здесь же в Паленке. В целом тут можно увидеть и почувствовать творческий гений цивилизации майя.

Для справки
Музей расположен в археологической зоне Паленке, на автодороге соединяющей город с Археологической зоной. Он находится в ведении Национального института антропологии и истории и хранит предметы, найденные и спасенные в этой области культуры майя, которая процветала в мезоамериканский классический период.
Нынешнее здание музея было торжественно открыто президентом республики в 1993 году. Он был назван в честь французского археолога, гражданина Мексики, Альберто Рус Луилье, который обнаружил гробницу Пакаля в Храме надписей в 1952 г. Однако, первоначально музей в Паленке был открыт в 1957 году.
В нем шесть комнат. В музее есть небольшой зал, где иногда читаются лекции. В 2007 году была открыта копия погребальной камеры и саркофага Пакаля. Оригинальный памятник, найденный в Храме Надписей, хранится в Мехико в Музее антропологии.
(Использована информация с сайта Википедия).
Комната знакомства (Bienvenidos a Palenque. Introducción). Этот зал предоставляет посетителю важную информацию об исторической и культурной значимости Паленке, а также дает общее представление о городских характеристиках этого места и основных периодах его развития.
Одним из экспонатов является Антропоморфная фигурка в птичьей маске из глины. Персонаж находится в сидячем положении со скрещенными ногами, левая рука на колене, правая на уровне груди и одета в набедренную повязку, ожерелье, браслет, а также маску птицы.
Зал Южного Акрополя (La Acropolis Sur). Он посвящен скульптурам храмов XVIII и XIX и периоду правления К'инич Ахкал Мо' Нааб III (721– ок. 736).
Здесь представлены различные панно, среди которых Пилястровая панель храма XIX. В ней присутствуют антропоморфные и символические декоративные мотивы. Состоит из двух частей, которые были частью украшения пилястры из храма XIX, она сохранила красный и синий пигменты, представляет собой одетую фигуру и поток воды с несколькими рыбами и двенадцатью барельефами. Голова и головной убор были найдены в завалах отдельно.
Еще один экспонат Панно с пилястры. По-видимому, остальная часть панели была демонтирована в доиспанские времена. Один из верхних фрагментов был найден перед троном. Ассоциируется с лепным панно на той же пилястровой и тронной досках. Имеет антропоморфные декоративные мотивы.
Комната группы крестов (El Grupo de las Cruces). Она состоит из глифических панелей, подношений и курильниц из Группы крестов, задуманной как церемониальное сердце Паленке.
Одним из экспонатов представлены Панели балюстрады из известняка с крыши Храма Лиственного Креста. Они восстановлены, их форма прямоугольная с 12 парными глифами.
Комната Обители Мертвых (La morada de los Muertos). Она содержит керамические предметы и украшения, найденные в гробницах Храма Надписей, Храма XIII или Красной Королевы и Храма Черепа. В этой комнате выставлены посмертные маски Пакаля «Великого» и Красной Королевы.
Здесь мы также увидели и другие экспонаты. Погрибальные приношения Красной Королеве: маска, пряслице и костяная игла. А также жадеитовое ожерелье из Храма Черепа. Оно состоит из двух сферических бусин и 16 трубчатых бусин с резными и полированными продольными отверстиями.
Комната копии гробницы Пакаля (Sala de la réplica de la Tumba de Pakal). В этом зале можно увидеть копию саркофага и надгробия из гробницы Пакаля. Этот зал поддерживается электронными, письменными и аудиовизуальными средствами, которые представляются посетителям каждые тридцать минут. Тематическое содержание связано с погребальной камерой, находкой, видом камеры и предметом надгробия. Гробница окружена символами девяти повелителей ночи, выгравированными на стенах камеры.
Комната Дворца (El Palacio / La Corte Real). Она содержит скульптуры и сосуды, а также включает резные монументы с дворцовыми сценами и глифическими надписями, описывающие обычаи и ритуалы правителей.
Здесь нас привлекла Доска самопожертвования из Храма XXI. Прямоугольный архитектурный элемент с резьбой и полировкой. На ней изображены пять персонажей, совершающих кровавую церемонию самопожертвования. В центре изображен правитель Пакаль.
Комната жилых единиц (Las Unidades Habitacionales). Как следует из названия, экспонируются предметы, найденные в жилых районах Паленке, где проживали его жители. Она содержит статуэтки, подставки для курильниц, скульптуры, предметы быта и другие предметы, предлагая видение повседневной жизни населения древнего города.
Более трех часов шел наш осмотр археологической зоны. Затем принимаем решение ехать в сам город Паленке. Нужно решить вопрос с обменом денег, купить билеты для переезда в Сан-Кристобаль и приобрести экскурсию в археологические зоны Бономпак и Яшчилан, находящиеся на границе с Гватемалой.
Центр Паленке небольшой, узкие улочки, по обеим сторонам которых находятся магазины, лавки, кафе. Меняем деньги в магазине электроники в обменном пункте Банка Ацтека (Banco Azteca) по курсу 12,10 песо за доллар. Правда, пришлось постоять в очереди. Выбираем из многих туристических фирм ту, которая предложила за экскурсию, которую мы планировали на завтра, самую низкую цену. Получилось 600 песо на человека. Нельзя не упомянуть, что в одной из турфирм мы повстречали знакомого нам «прокурора», который решил втюхать нам экскурсию в Бонампак по супер высокой цене. Наивный «мальчик». Также покупаем билеты на автобус в Сан-Кристобаль по цене 408 песо за двоих и решаем прикупить продукты и текилу с собой на вечерний ужин. Да, походу ещё зашли в кафе и скушали по такосу (24 песо).
В магазине купили бутерброды, пепси и текилу. В овощном ларьке взяли лаймы, помидоры, апельсины и довольные поехали на автобусе к себе в гостиницу. Расположились на балконе со всем нашим богатством и ужинали под звуки джунглей. Очень радовало, что не было ни единого комара, а воздух был чистым и прозрачным.
Время от времени я прислушивалась к доносящимся из джунглей неведомым звукам и постоянно говорила Андрюше о том, что невозможно поверить в то, что мы на другом конце мира, так далеко от своего дома. Сидели в джунглях, кушали и пили текилу. А впереди нас ждало еще столько всего интересного. Преисполненные впечатлениями и эмоциями отправились спать.


Предыдущая страница | Начало | Следующая страница



Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz