Мексика. Путешествия на Народ.Ру
Интересная информация о странах и городах. Рассказы о поездках. Фотографии достопримечательностей
Главная Фотоальбом Путевые заметки Об авторе Ссылки

МЕКСИКА

Яшчилан и Бонампак затерянные в джунглях города.


День двенадцатый. 27.03.2014. Экскурсия.
Проснулись поутру, боясь опоздать на экскурсионный автобус, который должен был забрать нас возле отеля в 6 утра. Выселились из номера, оставив ключ на безлюдном ресепшен и направились к месту, оговоренному с турагентством Kichan Bajlum.
Раннее утро. Слышно пение птиц, шум деревьев и странный, очень громкий рев, доносящийся из джунглей. Такой рев я слышала и этой ночью. Что же это может быть? И тут до меня доходит – это обезьяны ревуны. Это о них я читала в рассказе форумчанина, ставшим впоследствии нашим путеводителем. Никогда бы не поверила, что услышу такой чудовищный рев.

Для справки
Ревуны́ (лат. Alouatta) — род широконосых обезьян семейства паукообразных (Atelidae). Населяют дождевые и горные леса Центральной и Южной Америки, обитая преимущественно на деревьях. Ревуны живут семейными группами по 15—18 особей. Типичный рацион — листья, плоды и почки. Наиболее известные виды — рыжий ревун (Венесуэла и Гвиана) и центральноамериканский ревун (Мексика и северные области Южной Америки).
Длина тела составляет 40—70 см, длина хвоста — 50—75 см, вес — 6—8 кг. Ревуны имеют хорошо развитые горловые мешки, играющие роль резонаторов.
(Использована информация с сайта Википедия).

Автобус пришел позже оговоренного времени. Да и понятно, пока соберет полусонных туристов. Мы погрузились в автобус вместе со всеми рюкзаками отдельно друг от друга, так как парных мест, что бы сесть рядом уже не было. Я оказалась на задних сиденьях между пожилой немецкой парой, мужем и женой. Позже мы с женщиной беседовали. Она рассказала, что любит путешествовать, а сейчас для них самое время, так как они уже пенсионеры. Еще с одной парой они уже 3 месяца в Мексике, затем на три месяца едут в Коста-Рику, где на арендованном авто будут изучать окрестности. Счастливая жизнь у немецких пенсионеров. А наша экскурсия обещает быть очень интересной. Наш путь лежит в сторону границы Мексики с Гватемалой. Мы посетим Яшчилан и Бонампак – города расцвета классического периода майя. Расстояние не маленькое – это 178 км до Яшчилана и плюс 32 км до Бонампака. Четыре часа занимает путь в одну сторону. Экскурсия была запланирована еще дома, не смотря на её дороговизну – 600 песо на человека. Но это стоило того!
Не могу не описать дорогу – я глаз не могла оторвать от окружающего ландшафта – зеленые холмы и высоченные горы с густой растительностью деревьев, картинка сменялась многочисленными маленькими деревушками, разбросанными по окрестности с маленькими домами и сарайчиками.
Наш путь проходил по территории штата Чьяпас.

Чья́пас (исп. Chiapas, полное наименование: Свободный и Суверенный Штат Чьяпас (Estado Libre y Soberano de Chiapas) — штат на юго-востоке Мексики. Граничит со штатами Веракрус и Табаско (на севере), Оахака (на северо-западе), Гватемалой (на юге и востоке), на западе омывается Тихим океаном.
Административный центр — город Тустла-Гутьеррес. Главный туристический центр штата — Сан-Кристобаль-де-лас-Касас.
Происходит из языка науа, от «chiapan» — «река чиа» (чиа — мексиканское эндемическое растение). Флексия множественного числа связана с существованием двух территорий с одинаковым названием, одна из которых принадлежала испанцам, а вторая — индейцам.
(Использована информация с сайта Википедия).
Часам к 8 утра остановились на завтрак в придорожном кафе «Restaurante YAXLUM». Оно находится на 62 километре Южного пограничного шоссе (Carretera Fronteriza Sur). Завтрак представлял собой шведский стол: горячие и холодные блюда, напитки, кофе, чай, фрукты. Мы взяли омлет двух видов (с ветчиной и помидорами), овощное рагу, свежие овощи. Затем были фрукты: арбуз и папайя (кстати, она в Мексике необыкновенно вкусная). Выпили кофе. Взяли с собой в дорогу еще по банану. Очень сытно и вкусно позавтракали.
Еще немного пути и мы уже на месте. Приехали в приграничный поселок Фронтера-Коросаль.

Для справки
Фронтера-Коросаль (исп. Frontera Corozal) — пограничный посёлок в Мексике, штат Чьяпас, входит в состав муниципалитета Окосинго.
Название посёлка составное: Frontera (с исп. — «граница») дано по месту расположения — на границе с Гватемалой, а Corozal в память об исследователе Америки.
Посёлок был основан в 1976 году при создании пограничного перехода в республику Гватемала через реку Усумасинта. На противоположном берегу находится гватемальская деревня Бетель.
Фронтера-Коросаль является ближайшим пунктом доступа к важным археологическим памятникам цивилизации майя, таким как: Яшчилан, Тонина и Бонампак, поэтому население в основном занято в сфере услуг и туризма.
(Использована информация с сайта Википедия).
Затем в течении часа на моторной лодке плывем по реке Усумасинта до руин города Яшчилан. На всем пути не встречается и следа цивилизации. Дикая природа и тишина. Зелёные леса, густые заросли лиан, непроходимые и неизученные еще территории. На другом берегу реки Гватемала. Видим женщин, стирающих в реке бельё, детишек. Как там у вас? Интересно было бы хоть одним глазочком взглянуть.
Усумасинта (исп. Usumacinta) — река в Центральной Америке. Протекает по северо-западу Гватемалы и юго-восточной части Мексики. Длина — 560 км. Наиболее полноводная река Центральной Америки.
Усумасинта образует границу между Гватемалой и мексиканским штатом Чьяпас.
На берегу Усумасинты расположены руины древних городов культуры майя — Йашчилана и Пьедрас-Неграс.
Название Усумасинты можно перевести как «место множества священных (или маленьких) обезьян», либо как «Река священной обезьяны». Конкистадоры называли верхнюю часть Усумасинты Сакапулас (исп. Sacapulas).
(Использована информация с сайта Википедия).
Дружно покидаем у берега лодку. Нам отведено на осмотр древнего города майя 2 часа. В 12:10 сбор возле лодки.
По тропинке поднимаемся на высокий берег реки и направляемся в археологическую зону.

Яшчилан (также Йашчилан) (юкатек. Yaxchilán — букв. «зелёные камни») — бывший город цивилизации майя.
Расположен на реке Усумасинта на территории современного штата Чьяпас в Мексике. Яшчилан известен большим количеством скульптур.
В древности город, по-видимому, назывался Исанканак (Izancanac). Иногда упоминается под названиями Менче (Menché) и «город Лорийяра» (Ciudad Lorillard) в честь Пьера Лорийяра, который финансировал экспедицию по землям цивилизации майя.
Яшчилан славится своей монументальной архитектурой и красивой скульптурой. Именно это привлекает к нему туристов. В центре Яшчилана было расположено несколько площадей и акрополь. В общем числе в центре города было до 160 зданий. О раннем классическом внешнем виде Яшчилана почти ничего не известно, самым ранним известным монументом Яшчилана является Стела 27, она была поставлена примерно в 514 году царем Таб-Баламом I и восстановлена в поздний классический период. Стела 27 является уникальным примером восстановления в позднем классическом периоде повреждённой ранее стелы.
Яшчилан был важным городом цивилизации майя в классический период и доминировал в области Усумасинта, подчинив себе такие города, как Бонампак (Царство Шукальнах). Длительное время был союзником города Пьедрас-Неграс на территории современной Гватемалы, и некоторое время — также Тикаля.
Соперничал с Паленке, против которого вёл войну в 654 году.
(Использована информация с сайта Википедия).
По главной дороге выходим к лабиринту, через который проходим к основной группе храмов.
Структура 19 также известна как Лабиринт (El Laberinto o Edificio 19). Она находится на западной окраине Центрального Акрополя. Структура представляет собой храм с комнатами, расположенными на трех уровнях, соединенных внутренними лестницами. Фасад храма имеет четыре дверных проема с тремя нишами размером с дверной проем между ними. Два скульптурных алтаря расположены перед структурой, которая все еще имеет остатки перфорированного гребня крыши.
Лабиринт, несомненно, является самой сложной структурой на всем участке. Его постройку можно отнести к периоду между 742 и 752 годами. Он напрямую связан со всей платформой, замыкающей Большую площадь.
Два элемента имеют решающее значение в облике Яшчилана как города: река Усумасинта и известняковые холмы, из которых был создан город. На террасе речного берега находится Великая площадь (La Gran Plaza), которая со временем была тут построена, ориентированная с запада на восток. Здесь сгруппировано наибольшее количество зданий. Другие группы, построенные на известняковых холмах, расположены к югу от Большой площади.
На одной платформе со Строением 19 находится еще несколько структур. Три больших ступенчатых Строения 18, 77 и 78 (Edificios 18, 77 y 78) были построены на северо-западной стороне Большой площади между 600 и 700 годами нашей эры, все они расположены вокруг небольшой открытой площади. Каждое из них имеет свои особенности. У Строения 18, например, на каждом ярусе есть зазубренные углы, тогда как у Строения 77 углы закруглены, а у Строения 78 углы прямые. По бокам лестниц на наклонных фасадах строители разместили большие лепные маски, изображающие лик божества Кина (Солнца).
Примерно в 740 г. н.э. все три здания и их центральная площадь были перекрыты широкой платформой, высота которой в среднем составляла около 8 метров над уровнем Великой Площади. Таким образом, видимыми остались только верхние части трех оснований данных строений.
По всей территории археологического комплекса ощущение полной заброшенности, неприкосновенности. По кругу идет группа старых-престарых развалин города. Но главное здесь не сами руины, а атмосфера, аура места, ощущение нереальности.
Здесь не влажно, в отличие от Паленке. Воздух горячий и сухой. Мексиканцам из нашего автобуса на испанском языке проводили экскурсию. А мы и немцы осматривали сайт самостоятельно.
Переходим к Строению 17 (Edificio 17). Считается, что эта структура, которая должна соответствовать началу периода Ягуара IV (752-772 гг. н.э.), представляет собой простое здание, состоящее из единственного сводчатого помещения с прихожей. В результате поздней перестройки, были искажены его пропорции, оставив небольшой храм наполовину закрытым окружающей его платформой. Скорее всего, это связано с изменением его функций, так как найдены доказательства, свидетельствующие о его последующем использовании в качестве паровой бани.
Строение 16 (Edificio 16) - это четырехугольное здание с двумя параллельными нишами внутри, перекрытыми сводом. Первоначально в нем было только три входа, но в более поздней модификации в северной части были добавлены две небольшие комнаты. На первых трех проемах есть три перемычки с 38 по 40, вырезанные на их лицевой стороне, где главными героями являются Пахарос Ягуар IV и две женщины, все трое в обряде «змеиного видения», связанного с самопожертвованием. В отличие от большинства других перемычек в Яшчилане, они вылеплены по краям, а не снизу.
Строение 16 находится недалеко от северо-западной площадки для игры в мяч.
Рядом расположено Строение 14 или стадион для Игры в мяч (Edificio 14 / Juego de Pelota). Это северо-западная площадка для игры в мяч. Здесь были найдены пять скульптурных знаков, три из которых были выровнены по игровой площадке, по одному с каждой из сторон обеих платформ. Один из знаков был удален с участка, а остальные были сломаны или размыты.
По-видимому, после смерти Эскудо Ягуара I одна из его жен пришла к власти на короткий период, известный как междуцарствие (742–752 гг.), во время которого она подготовила приход к власти своего сына Пахаро Ягуара IV. За этот период на Большой площади были построены две постройки: дом 19 или Эль-Лаберинто и номер 14, что соответствует одному из двух существующих в городе стадионов для игр с мячом. Ось здания Ballcourt проходит почти с севера на юг; а между ним и строением 12 находится ряд небольших комнат, которые, по мнению ученых, должны были служить паровыми банями.
Строение 12 (Edificio 12) — это небольшое сооружение, недалеко от реки, является одним из самых простых архитектурных сооружений, когда-либо построенных в городе. Структура расположена рядом с одной из площадок для игры в мяч. Его интерьер состоит из двух параллельных помещений, перекрытых типичным для майя сводом. Доступ к его внутренней части осуществляется через девять проемов, семь на главном фасаде и по два на обоих боковых фасадах. Оно содержало восемь перемычек, датируемых началом 6-го века. Перемычки записывают девять поколений правителей города. Перемычки были заказаны К'инич Татб'у Черепом II, их первоначальное местонахождение неизвестно, они были переустановлены в Строение 12 в 8-м веке королем Птицей Ягуаром IV. Некоторые из перемычек остаются на месте.
Вместе с остальной частью города, это строение был полностью заброшен примерно в 900 году.
Подходим к комплексу Строений 10, 13, 74 и 11 (Edificio 10, 13, 74 y 11). Эти здания расположены во второй части Большой площади, где они образуют группу. Строения стоят на L-образной платформе вместе, северо-восточный край которой проходит параллельно реке Усумасинта. Здесь присутствуют разные этапы строительства и стили. Строительство началось со Зданий 13 и 74, которые, были возведены между 600 и 650 гг. н.э. Таким образом, все они имеют одни и те же общие атрибуты - украшение на основе масок с изображением бога солнца Кина в качестве центрального элемента и гребень в центре крыши.

Со временем в здании 13 произошли некоторые изменения, например, деревянные перемычки были заменены на вырезанные из камня, взятые из другого здания. В центральном входе упоминается Эскудо Ягуар (700 г.), в северо-западном доступе упоминается Пахаро Ягуар IV (747 г.), а крайний юго-западный вход посвящен Махнкина Кранео III (800 г.).
Строение 10 содержит серию иероглифических перемычек, описывающих рождение и воцарение короля Птицы Ягуара IV и было построено во время его правления. Оно покрывает северо-западную сторону здания 13 и накладывается на одну треть дома 74, который имеет два параллельных прохода с фасадами, выходящих на Большую площадь и в сторону реки.
Дом 11 находится между Домом 74 и рекой. Согласно дате, указанной на перемычке 34, которая сегодня отсутствует, он был построен примерно в 731 г. н.э.
Рядом находится Стелла 1 (Estela 1). В мире классического периода майя никогда не было никаких догадок, связанных с архитектурой, городским планированием или размещением скульптурного памятника с надписями. Так обстоит дело со Стелой 1. Её расположение в центре Большой площади, главный фасад которой обращен к зданию 33, её ориентация и её исторические и хронологические ссылки раскрывают истинный «диалог между зданиями и памятниками». На стеле изображен Птица Ягуар IV (752-772 гг. н.э.) на церемонии в 761 г. н.э. Рядом с ним стоит другой сановник, чей нижний ранг указывает его меньший размер. Родители правителя появляются вверху на небесном своде по бокам от бога Солнца Кина. В нижней части снова фигурирует солнце, на этот раз со скипетром. Три других резных лица сильно обветрились. На краю низкой платформы стоят остатки двух скульптур, одна из которых изображает крокодила, а другая – ягуара. Рядом были обнаружены остатки трона.
Стела 27 (Estela 27) была переустановлена перед Строением 9 (которое представляет собой нереставрированный холм) на главной площади Центрального Акрополя. Памятник датируется 514 годом и изображает короля Узловатого Ягуара I. Эта стела является самой ранней из известных в Яшчилане. Стела 27 особенно примечательна тем, что она была явно повреждена в древности и впоследствии восстановлена в поздней классике, с существенной переработкой нижней трети стелы, относящейся ко времени Птицы Ягуара IV.
Она находится за Стелой 1 и с виду маленькая и неприметная, так что эту стелу вполне можно не заметить.
Направляемся к соседним структурам. Здания 6 и 7 были возведены между 600 и 650 гг. н.э.
Строение 7 (Edificio 7) располагается рядом со строением 6, но находится в гораздо худшем состоянии сохранности, его сводчатый потолок обрушился. В этой структуре также были дверные проемы, выходящие как на реку, так и на главную площадь.
Строение 6 (Edificio 6) находится в хорошем состоянии сохранности и имеет шесть дверных проемов, три с видом на площадь и три с видом на реку. Дверные проемы, которые открываются на площадь, были заблокированы в древности, и новые дверные проемы были вырезаны по сторонам структуры. Фасад здания, выходящий на площадь, имеет сохранившийся фриз со скульптурой головы. Структура имеет сохранившуюся перфорированную гребенку крыши и, как полагают, датируется ранней классикой.
Его также называют Красным храмом на берегу реки из-за цвета лепнины. Это здание до сих пор сохраняет первое тело своего ажурного герба. В этом здании, как и в 33 и 25, было найдено большое количество лакандонской керамики, а также молитвенные столы.
Действительно, спустя столетия после того, как Яшчилан был оставлен, различные группы лакандонов посещали это место, чтобы совершить церемонии в честь своих богов и умилостивить их.
Стела 3 (Estela 3) стоит на низкой платформе посреди площади напротив Строения 20. Она была сильно повреждена, фрагменты были собраны заново, а памятник восстановлен. Одна сторона стелы имеет хорошо сохранившуюся скульптуру.
Это один из самых массивных памятников, созданных в Яшчилане. На стеле были вырезаны религиозные и политические сцены с соответствующими текстами с четырех сторон. Несмотря на его разрушение, даты, которые он представляет, связаны с правителем, известным, как Птица Ягуар III (649 г. н.э.).
Стела 33 (Estela 33) — фрагментированный памятник, обнаруженный при раскопках платформы, поддерживающей Стелу 3.
Стела 11 (Estela 11) первоначально стояла перед Строением 40. Стела была снята в 1964 году и отправлена вверх по течению в Агуа-Асуль, чтобы быть доставленной в Мехико для демонстрации в Национальном музее антропологии. Тем не менее, она была слишком тяжелой для полета и была возвращена в Яшчилан в 1965 году и теперь лежит недалеко от берега реки. На верхней стороне стелы изображен король Птица Ягуар IV и его отец. Фигуры и сопровождающая их иероглифическая панель очень хорошо сохранились. На стеле указаны различные даты, самая ранняя из которых 741 год. Стела разбита на две части.
Осмотрев стелы со стороны реки, переходим на противоположную сторону, где располагается ряд строений находящихся на большой террасе. У подножия платформы установлены еще три стелы.
Стела 5 (Estela 5) находится перед террасой, на которой находится Структура 20. В верхней части этого памятника изображен король Ицамнадж Балам II.
Стела 6 (Estela 6) также стоит перед террасой, поддерживающей Строение 20. Она практически не повреждена и изображает правителя 7-го века Птицу Ягуара III.
Стела 7 (Estela 7) сильно пострадала, разбившись на осколки. В настоящее время памятник восстановлен, а сохранившаяся скульптура отличного качества. Стела стоит перед террасой под Структурой 20. На ней изображена коленопреклоненная фигура.
Строение 20 (Edificio 20) состоит из трех комнат. Три дверных проема в эту структуру когда-то поддерживали скульптурные перемычки 12, 13 и 14, хотя теперь их осталось только две. Небольшое количество гребня крыши здания остается, а наклонная крыша все еще имеет сохранившиеся фризы с нишами. В нем сохранились почти все конструктивные элементы и часть фасадных украшений. Оно соответствует периоду правления Птицы Ягуара II (772-800 гг. н.э.), что следует из найденных в нем надписей. С другой стороны, это последнее примечательное сооружение, возведенное в монументальной центральной части Яшчилана. Строение 20 было раскопано в 1982 году, во время раскопок перед зданием была обнаружена иероглифическая ступенька 5, которая рассказывает, среди прочего, о захвате Щитовым Ягуаром II шестнадцати пленников.
Перемычка 12 изначально была установлена в Строении 20. Сейчас она находится в Национальном музее антропологии в Мехико.
Перемычка 13 находится над дверным проемом в Строении 20. Она упала, когда рухнула крыша здания, но с тех пор была восстановлена. Скульптура на перемычке очень хорошо сохранилась.
Перемычка 14 установлена над дверным проемом в Строении 20 и особенно хорошо сохранилась.
Внутри Строения 20 находится скульптура, напоминающая человеческое тело, сидящее в позе лотоса, но без головы и рук. Информации по ней найти не удалось.
Стела 35 (Estela 35) является исключительно хорошо сохранившимся памятником, найденным во время раскопок Строения 21 в 1983 году. Стела довольно маленькая и изображает Леди Вечернюю Звезду (также известную как Череп Леди Ик), мать короля Птицы Ягуара IV.
Строения 21, 73 и 89 (Edificios 21, 73 y 89) находятся на террасе под Структурами 25 и 26.
Структура 21 является конечным результатом как минимум трех этапов строительства. Она имеет прямоугольную планировку и всего один проход, куда можно попасть через три проема. Сведений о его сводах, внешнем убранстве и гребнях не сохранилось. Позже на его концах были добавлены две небольшие комнаты: здания 73 и 89.
Структура 21 была раскопана в 1983 году. Сводчатая крыша конструкции рухнула еще до 1882 года, заполнив комнаты щебнем, который впоследствии был удален, обнажив несколько важных памятников, в том числе Стелу 35 и остатки лепных фигур в натуральную величину на задней стене за самой стелой.
На лепнине изображены четыре женщины и мужчина, сидящие на троне, увенчанном по бокам большими змеиными головами, из пасти которых появляется фигура Чаака или Тлалока. Возможно, это Леди Ик-Череп, занимающая центральное место на стене, а также изображенная на стеле. Она увековечивает важный обряд кровопускания, который совершали правители и жрецы, прокалывая язык у женщин и пенис у мужчин.
Три перемычки с 15 по 17 над дверными проемами в этой структуре были удалены в 19 веке и сейчас находятся в Британском музее в Лондоне.
Выходим на монументальную лестницу ведущую к Строению 33. Отсюда открываются красивые виды на Большую площадь. Лестница берет начало на площади перед Стелой 1, которая начинается с пролета из шести ступеней, построенных на основе больших резных блоков, которые заканчиваются небольшой эспланадой, где находится святыня со Стелой 2.
Стела 2 (Estela 2) находится на самой нижней террасе напротив лестницы. Она сильно выветрилась и датируется 613 годом.
Собираемся подняться на самую высокую пирамиду, точнее по лестнице к находящемуся на вершине храму. Немецкие женщины туда не поднимались, а мужчины, как и мы, поднимались ко всем храмам.
Поднимаясь по ступеням лестницы, выходим к расположенным на пути двум Строениям 25 и 26 (Edificios 25 y 26). Эти постройки являются частью Большого Акрополя и расположены на общем двуярусном основании.
Строение 25 находится недалеко от подхода к Строению 33. Оно не реставрировалось, хотя у него есть неповрежденные своды.
Строение 26 расположено рядом со строением 25 и не раскопано. Оно наименее хорошо сохранившееся из двух структур.
Доступ к ним осуществляется спереди через два лестничных пролета и площадку. Построенные между 650 и 700 годами нашей эры, они практически идентичны, поэтому их можно классифицировать как храмы близнецы. Оба состоят из трех ярусов. Первый состоит из вертикальных стен с карнизом, идущим по всему периметру; второй, со слегка наклонёнными стенками, которые стоят на карнизе, вокруг первого яруса. От декора лепных фигур остались только остатки. Второй ярус увенчан карнизом меньшего размера, чем предыдущий, и с этого места начинается крыша. Гребень или третий ярус возвышается над толстой лепниной, но единственным оставшимся свидетельством этого является его основание.
Внизу на вертикальной облицовке первого яруса есть три проема, имеющие уплощенную форму перевернутого глифа «Ик». Эти входы увенчаны неукрашенными известняковыми перемычками. Внутренний свод возвышается над лепниной на уровне карниза, который венчает первый ярус снаружи и делится на пять меньших секций. Посередине парадного прохода стоит неукрашенный цилиндрический алтарь.
Продолжаем свой подъем на гору, но уже по узким ступенькам извилистой тропы, в конце которой располагался величественный храм, перед которым установлена скульптурная композиция, представляющая собой стелу.
Стела 31 (Estela 31) расположена рядом с входом в Строение 33. Это особенно необычный памятник, потому что он вылеплен из сталактита. Он не датирован и изображает три вырезанные фигуры и несколько иероглифов.
Строение 33 (Edificio 33) было описано как шедевр из камня и, вероятно, было освящено в 756 году Птицей Ягуаром IV. Структура фасадом обращена на площадь и реку и видимо была хорошо видна для речного движения в 8-м веке. Это сооружение, состоящее из основания и храма, стоит на холме на высоте 40 м над уровнем Большой площади. Это самое важное творение, созданное в эпоху правления Пахаро Ягуара IV (752–772 гг. н.э.), а также лучше всего сохранившиеся архитектурные и декоративные элементы.
Оно имеет простые нижние стены с тремя дверными проемами, каждый из которых поддерживает хорошо сохранившуюся перемычку (всего здесь сохранились перемычки с 1-й до 3-й). В центре задней стены сооружения, напротив центрального дверного проема, находится ниша, содержащая обезглавленную скульптуру человеческой фигуры, вероятно, самого Птица Ягуара IV. Крыша строения в значительной степени не повреждена, включая наклонную крышу, поддерживающую фриз и хорошо сохранившийся гребень крыши. Ниши есть и в гребне крыши, и во фризе. Ниша в гребне крыши содержит остатки скульптурной фигуры. К передней части Строения 33 от площади ведет лестница, верхняя ступень которой скульптурная, эта ступень известна как Иероглифическая лестница 2. Перед храмом расположен резной сталактит (Стела 31).
Перемычка 1 находится над восточным дверным проемом Строения 33. На нем изображен король 8-го века Птица Ягуар IV в сопровождении его жены Леди Великий Череп Зеро.
Перемычка 2 установлена над центральным дверным проемом Строения 33. На ней изображен Птичий Ягуар IV в сопровождении своего сына и наследника, Щитового Ягуара II.
Перемычка 3 находится над самым западным дверным проемом Строения 33. На ней также изображен Птичий Ягуар IV, на этот раз в сопровождении союзника.
Иероглифическая лестница 2 — это часть самой верхней ступени, ведущей к Строению 33. Она состоит из 13 скульптурных блоков, пронумерованных слева направо как ступени с I по XIII. Ступени VI, VII и XIII очень хорошо сохранились и изображают Птицу Ягуара IV и двух его предшественников, одетых как игроки в мяч.
После осмотра достопримечательностей, относящихся к Храму, спускаемся обратно вниз к Большой площади.
Строение 22 (Edificio 22) находится на террасе Центрального Акрополя рядом с лестницей.
Можно увидеть как минимум три этапа строительства в этом здании, хотя первоначальная структура не претерпела значительных изменений в своей основной форме.
Планировка прямоугольная, очень узкая и содержит только одно помещение. От крыши здания, которая больше не сохранилась, были восстановлены лишь несколько частей, принадлежавших карнизу. Строение состоит из огромных плит известняка, расположенных в фундаменте здания, на которых покоятся внешние стены второго яруса и свода внутри. Над пятью входами находятся перемычки 18, 19, 20, 21 и 22. Перемычка 18 над проемом на западном фасаде была доставлена в Национальный музей антропологии Мексики. Перемычка 19 находится на западном фасаде. Перемычка 20, установленная над земляным проемом прохода, сохранила только верхнюю часть своей надписи. Перемычка 21 была возвращена в исходное положение над центральным проемом. Наконец перемычка 22 также была возвращена на место. Как и в случае со структурой 12, тексты, начертанные на перемычках, говорят о предыдущих правителях Яшчилана, за исключением перемычки 21, найденной над центральным входом. Эта перемычка посвящена восхождению на престол Птицы Ягуара IV (752-772 гг. н.э.).
Строение 23 (Edificio 23) находится рядом с предыдущим строением, с видом на главную площадь. Оно было построено во время правления Ицамнадж Балама II и особенно важно, потому что это было первое крупное строительство, предпринятое по прошествии 150 лет. Строение 23 посвящено леди К'аб'ал Сук, жене короля. Первоначально оно имело три перемычки, установленные над его дверными проемами, которые, по-видимому, отмечают повторное основание Яшчилана в попытке укрепить родословную и право на правление короля Ицамнааджа Балама II. Перемычки 24 и 25 были удалены в конце 19 века и сейчас находятся в Британском музее, а перемычки 26 находятся в Национальном музее антропологии. Эта серия перемычек - одна из лучших рельефных скульптур, сохранившихся в регионе майя.
Перемычка 26 была третьей в серии, установленных над дверными проемами Строения 23. Сейчас она находится в Национальном музее антропологии в Мехико. Она датируется 726 годом и содержит портрет Ицамнааджа Балама II.
Строение 24 (Edificio 24) находится на террасе возле главной площади. Это сооружение имеет прямоугольную планировку и одно помещение. Немногие из его архитектурных элементов сохранились. Его главный фасад имеет три дверных проема с рельефными перемычками на их передней стороне, слева направо они имеют номера 27, 59 и 28. Эти три перемычки рассказывают о различных событиях в социально-политической жизни Яшчилана, в которых участвовал Щитовой Ягуар I (681-742 гг. н.э.), и о его женах.
Далее по тропинке ведущей наверх поднимаемся к еще одному памятнику - Строению 30 (Edificio 30).
На высоте 20 м над уровнем площади и в составе Большого Акрополя сооружена широкая терраса, где возвышаются дома 27, 28, 29 и 30. Строение 30 состоит из двух соединенных между собой помещений со сводом. На северном фасаде есть три проема, через которые можно попасть внутрь здания; они имеют монолитные перемычки из известняковой породы, вырезанные без отделки. Под карнизами восточного и западного фасадов расположены два небольших окна, которые, вероятно, служили для проветривания.
Направляясь в сторону выхода, замечаем остатки Строений 75, 76 (Edificios 75 y 76). Эти постройки были идентифицированы как жилые платформы и представляют собой последний этап заселения города, датируемый примерно 900 годом нашей эры. К тому времени его правители лишились власти, прекратилась междугородняя торговля, иероглифические надписи ушли в прошлое, а полихромная керамика больше не делалась.
На вершине невысоких двуярусных платформ с лестницей, когда-то стояло жилище из дерева и пальмовых листьев, стены которого, возможно, были сложены из тонких ветвей, покрытых глиной. Находки в этом древнем доме включают очаг для приготовления пищи, бункер для зерна и, под полом, место семейного захоронения. Для путешествия в загробный мир умерших снабжали простыми глиняными сосудами и личными вещами, такими как ожерелья, браслеты, ножи и наконечники стрел.
Направляясь в сторону реки посещаем ещё Малый Акрополь или Западный Акрополь (Pequeña Acrópolis o Acrópolis Oeste). К нему пришлось пробираться по узкой, круто уходящей вверх тропе. Ощущение нереальности происходящего не покидало всё время.
Этот комплекс из 15 зданий находится на естественной возвышенности более чем на 60 м над уровнем реки, между Северной группой и Западной платформой Большой площади. Здания Малого Акрополя имеют различные этапы строительства, как и все остальные группы на участке Яшчилана. Чтобы подготовить местность на вершине этого естественного холма, на его склонах были построены вертикальные лестницы, что потребовало огромного количества материалов для заполнения и выравнивания площадей и их оснований.
Комплекс состоит из двух больших внутренних двориков. Самый высокий, известный как Центральная площадь, окружен Зданиями 42, 43, 44, 51.
Строение 51находится с противоположной стороны двора, напротив Строений 42, 43 и 44, которые расположены на одной платформе. К нему от площади ведет лестница со ступенями.
Западная площадь окружена зданиями 45, 46, 46-А, 47, 48, 49 и 50. Кроме них на краю юго-восточной террасы есть также небольшое здание 42-А.
Этот двор находится ниже уровня Центральной площади, от которой к нему спускается каскад террас.
Строение 42 (Edificio 42) расположено в Западном Акрополе. Структура имела ряд резных перемычек из известняка, которые изображают усилия Птицы Ягуара IV по консолидации власти, подражая событиям, проведенным его отцом Ицамнааджем Баламом II.
Его фасад выходит на дом 33. Оно сохраняет только центральную перемычку, где можно в центре увидеть Птицу-Ягуара IV, который разговаривает с одним из своих воинов. Что касается других перемычек, то одна была удалена в 1882 году, а другая находится в Национальном музее антропологии в Мехико.
Строение 44 (Edificio 44) было построено Ицамнадж Баламом II и освящено около 732 года нашей эры. Каждый из трех дверных проемов содержал скульптурные перемычки и иероглифические ступени.
Строения 43, 44, 45 и 46 ограничивают этот комплекс с севера, а их фасады обращены к реке. Важность Строения 44 подчеркивается наличием стел 14, 17, 21, 22, 23 и 29, расположенных перед этим сооружением.
На переднем фасаде этого прямоугольного здания есть три дверных проема, ведущих внутрь. Их украшают барельефы и монолитные известняковые перемычки: №44 (на юго-восточном проеме), № 45 (центральный проход) и № 46 (северо- западный выход).
Каждый вход имеет по две ступени с иероглифическими надписями: Ступени I и II (юго-восточный вход), III и IV (центральный вход), V и VI (северо-западный вход). Сегодня эти ступени закрыты для их защиты и сохранения. Памятники рассказывают о военных победах этого важного правителя Яшчилана.
(При описании достопримечательностей Яшчилана использована информация с сайта https:// www.inah.gob.mx/).
К отплытию мы явились вовремя, заняли в лодке удобные места и отправились обратно. Невероятно приятно плыть в лодке. Свежий ветерок, восхитительные виды. Кстати гватемальские женщины продолжали свои постирушки.
Прибыв к берегу, направляемся в сторону ресторана (Restaurante Imperio Maya) на обед, который, как впрочем и завтрак, входят в стоимость экскурсии. По пути нас обступили местные жители, предлагая украшения из камней. Здесь я отвела душеньку. Уж очень красивые и необычные были, браслеты, бусы с кулонами ручной работы. Немцы посоветовали купить бусы из натурального камня.
Преисполненная счастья спешу с Андрюшей на обед. Все сидят за общим столом. На столе напиток – ямайка (каркаде), пиалочки с нарезанными помидорами и луком, приправа к супу. На второе курица с гарниром из риса и овощей. Все очень сытно и вкусно.
Отобедав, при выходе с ресторана, докупаю по 5 песо браслетики в подарок. Садимся в микроавтобус и еще около 25 км едем к Бонампаку.
Сайт Бонампак небольшой, его ландшафт и окружение напоминает Яшчилан, только без реки. Там также приятно и зелено. Главным сооружением является Акрополь на склоне холма и большая площадь перед ним.

Бонампак (исп. Bonampak, у древних майя назывался Укуль) — открытые в 1946 году руины города майя, которые стали известны благодаря своим настенным фрескам. Бонампак на языке майя обозначает «раскрашенная стена», что и дало городу его современное название.
Археологическое городище Бонампак находится в мексиканском штате Чьяпас, на границе с Гватемалой, в долине реки Лаканха (25 км южнее Йашчилана). Его обнаружил в 1946 году американский фотограф Джайлс Хили (Giles Healey) благодаря помощи местных жителей — майя-лакандонов.
Во время классического периода развития цивилизации майя (ок. 250 — 900 годы н. э.) Укуль (Бонампак) стал поздней столицей царства Шукальнах, имевшего второстепенное значение, но его история может быть восстановлена на основе найденных надписей майя. Древняя столица Шукальнах в V—VI веках располагалась на месте городища Лаканха. В начале VII века царь Шукальнаха Йхав Чан Муван I перенёс столицу царства в Бонампак (на 6 км восточнее старой столицы на левобережье реки Лаканха). В это время Шукальнах входит в сферу политического влияния царства Пачан, с чем и связано основание новой столицы вблизи от границы с Пачаном.
Царство Шукальнах состояло из нескольких областей: Шукальнах (ранняя столица, давшая название царству, городище Лаканха); Укуль (собственно Бонампак); Бубульха («Бурлящая вода» — область на северо-западе царства, городище Охос-де-Агуа); Саклакаль («Место белых кузнечиков» — на севере Шукальнаха, возможно город Кананкаш или Дорантес) и Тах (местоположение неизвестно).
На рубеже VIII—IX веков царство прекратило существование, что совпало с упадком соседнего Пачанского царства.
(Использована информация с сайта Википедия).
Пройдя некоторое расстояние по лесной дорожке, выходим на Большую площадь Бонампака (La Gran Plaza).
Главная площадь в Бонампаке одна из самых просторных в регионе, её размеры 90 м на 110 м. Расположение площади в качестве прелюдии к Акрополю придает обоим объектам монументальный вид. Длинные и низкие по высоте ступенчатые платформы ограничивают площадь с востока и запада, а с севера она ограничена двумя меньшими, но более высокими основаниями: зданиями 15 и 16. Все эти строения имеют главную лестницу, направленную внутрь площади, за исключением здания 15, которое обращено наружу и смотрит на север, по прямой линии с группой Фрея.
Различные раскопки показали, что изначально Плаза была на треть короче нынешней, и что северная сторона напротив Акрополя имела широкий лестничный пролет из трех ступеней, который соединял её с другой площадью нижнего уровня. Под зданиями 13, 15, 16 и 18 находятся более мелкие ранее построенные строения, некоторые из которых были связаны с этой более ранней площадью. Это свидетельствует о том, что город постоянно строился на протяжении более трех столетий.
В центре Большой площади находятся две огромные стелы, которые являются важными археологическими находками.
Первое сооружение, которое мы встречаем на площади это Строение 15 (La Edificio 15). Оно представляет собой прямоугольное ступенчатое основание с двумя верхними ярусами. В центре нижнего яруса находится стела № 7, на восточной стороне которой можно увидеть выветренные линии нескольких иероглифов. На верхнем ярусе находится небольшой цоколь, удерживающий части стен храма. Несомненно, отсутствие хороших близлежащих известняковых карьеров мешало правителям города использовать такой материал для строительства. Таким образом, это здание и многие другие на этом месте имели деревянные и соломенные крыши. Из построек, окружающих Большую площадь, только в доме 15 лестница смотрит наружу, указывая в направлении группы Фрея. Кроме того, эта структура характеризуется тремя лестницами. Главная лестница занимает большую часть северной стороны. Его западная лестница занимает всю ширину этой стороны, а небольшая восточная лестница ведет к основанию храма.
В центре платформы стояла резная каменная статуя (La Escultura del Edificio 15) бывшего правителя, украшенная лепной полихромной лепниной. Этот персонаж, имя которого осталось неизвестным, сидел на троне. Скульптуру намеренно разбили и засыпали при расширении здания на четвертом этапе строительства. Его спасенные части включают, его туловище до нижней части плеч, среднюю часть и верхнюю часть ног. Его пояс содержит изображения различных небожителей. Передняя часть его головы была найдена в развалинах под храмом недалеко от остальной части скульптуры. Это человеческое лицо, частично скрыто под маской божества с солнечными глазами.
Переходим к следующему сооружению на Большой площади к Строению 16 (La Edificio 16). Это здание показывает нам типичную лестницу Бонампака с её низким основанием и ступенями, сделанными из больших каменных блоков. Нынешнее строение частично перекрывает две предыдущие постройки, одной из которых, принадлежат остатки двух простых стел, видимых в верхней части памятника. Здесь мы являемся свидетелями скульптурной традиции, так как наличие этих стел, сохраненных на протяжении всего процесса реконструкции и расширения зданий, в которых они располагались, демонстрирует непрерывность их почитания.
Строение 17 (La Edificio 17), одно из последних построенных на Большой площади, судя по отсутствию какой-либо предыдущей постройки в его основании. На самом деле, его 62-х метровое основание служит опорой для двух платформ: одна из них большая, названа Строением 17, а та, что ближе к Акрополю, называется Строение 17-А и служило жилым помещением.
Строение 17 единственное на площади, не имеющее широкой входной лестницы. Есть только скромная и очень узкая лестница, состоящая из трех ступеней, но ведущая к самому важному месту структуры - Стеле 5. Несмотря на то, что эта стела не имеет четкого рельефа, четырех с половиной метровая высота делает её одной из крупнейших в своем стиле в районе Усумасинта. Есть вторая стела поменьше в северо-западном углу здания. Природа этого типа стел широко обсуждалась. Предполагается, что первоначальная отделка могла включать окрашенное штукатурное покрытие, которое со временем обветшало.
Между Строением 17 и Акрополем располагается постройка, идентифицируемая как Строение 18, однако, точной информации по ней нет.
В центральной части Большой площади расположены две стелы, одна из которых Стела 1 (La Estela 1) считается самой важной во всем комплексе.
Загадкой остаётся трудность решения задачи вытесать памятник таких размеров из тонкой каменной плиты без её разрушения. С её почти 6-метровой высотой стела является одной из самых высоких в мире майя. Эта стела представляет собой момент возвышения Чан Мувана II, важность персонажа отражается в том, как он представлен. Чан Муван II стоит и держит церемониальный посох, что придает его взгляду большую силу. В нижней части стелы наблюдается земное чудовище, из которого выходят лики молодого бога кукурузы. Полоса глифов под ногами правителя относится к его генеалогии, а в другой вертикальной полосе можно наблюдать гербовый глиф города.
Осмотрев стелы, поднимаемся на сам Акрополь (La Acrópolis). Он построен на естественном холме высотой 46 м, с тремя ярусами, образованными платформами, чьи ступенчатые основания дают доступ к зданиям, построенным на разных его уровнях.
На первом возводились самые большие постройки; Строение 1 или Дом Картин справа, Строение 2 посередине, которое из-за своих размеров не могло поддерживать каменную сводчатую крышу, и Строение 3 слева.
Второй уровень имеет небольшую плотность застройки. Только на его верху располагается ряд строений.
Третий уровень находится чуть ниже вершины холма, откуда вы видите остатки трех небольших построек.
По крайней мере, два меньших по размеру и более старых Акрополя похоронены в пределах нынешнего сооружения. Монументальная лестница ведет на первый уровень, а узкая, но высокая лестница ведет на следующий уровень, находящийся на высоте 23 метра над внутренним двором.
На низкой террасе прямо в центре Акрополя по обеим бокам лестницы установлены две стелы.
Справа находится Стела 3 (La Estela 3). Она представляет собой сцену, в которой Чан Муван II стоит перед вторым человеком, сидящим на корточках и в позе подчинения, с бумажными серьгами, символом пленников.
Стела 2 (La Estela 2) установлена с левой стороны лестницы. На ней изображен Чан Муван II, богато одетый в компании двух женщин, перед ним его мать Леди Щит Череп, а за ним его жена Леди Зеленый Кролик Яшчилана, которая носит уипиль. Сцена представляет ритуал самопожертвования, совершаемый правителем, который несет в правой руке мешок с копалом, из которого видно лицо бога летучих мышей. Ему помогает его мать, которая несет шипы ската для прокалывания, в то время как его жена держит корзину с полосками бумаги, готовая принять капли крови правителя, которые позже будут сожжены в честь их божеств.
Данная сцена отражает тесные связи между правящими группами Бонампака и могущественного соседнего города Яшчилан на примере супружеского союза своего правителя.
Поднимаемся чуть выше, на первый уровень пирамиды. Там располагается Строение 3 (Edificio 3). Оно имеет ограждение с тремя входами, а внутри плоская лепнина, покрытая черным цветом, а также различные граффити. Рядом с этим строением установлена еще одна стела, не обозначенная на планах.
Проходим по террасе дальше, к остаткам Строения 2 (Edificio 2). Здесь находится скульптурная композиция, представляющая собой сцену из жизни одного из правителей Бонампака. Она изображает стоящего Чаана Муана II, нависающего над вторым персонажем, сидящим на корточках в покорной позе с бумажными серьгами в ушах, символизирующими плен.
На этой же платформе Акрополя находится здание с тремя маленькими комнатами, входить туда можно только оставив вещи снаружи. Стены и потолки здесь украшены цветными фресками. Краски насыщенные и рисунки вполне различимы. Ничего подобного в мире не существует. Изображения воинов, зверей. Кто и когда создавал это послание современным людям, какую тайну и о чём они хотели нам рассказать. Сегодня это остаётся тайной. Хотя у историков есть свои пояснения этих фресок.

Строение 1 или Храм Фресок (Edificio 1 o Templo de las Pinturas) в Бонампаке, построенное в конце восьмого века нашей эры (официально освященное в 791 году нашей эры), имеет размеры 16 метров в длину, четыре метра в ширину и семь метров в высоту и построено на вершине фигурной платформы. Оно состоит из трех отдельных комнат, в которых есть фрески, повествующие о событиях, связанных с восшествием на престол Чоуджа, сына правителя Бонампака Яджава Чаана Мувана и внука Адж Сак Телеса.
Во время обследования Строения 1 в 2010 году археологи обнаружили гробницу под Комнатой 2. Она небольшая и относительно простая. В ней находилось тело одного мужчины в возрасте от 35 до 42 лет. К скелету прилагались нефритовые серьги, нефритовое ожерелье и браслеты, подвеска из раковины спондила, две полихромные пластины, алебастровая ваза с отверстием в основании и каменный нож. Эта гробница была частью первоначальной конструкции Строения 1 и, следовательно, не была создана позднее.
(Использована информация с сайта Википедия).
Фрески комнаты 1 (Murales del Cuarto 1) описывают три сцены, отделенные друг от друга полосами, чередующими красный и белый цвета. Первая сцена, которая охватывает своды, это представление наследника престола Бонампак, разделенная на восточную, южную и западную стороны. Вторая сцена, в северном своде, представляет группы дворян в пышных одеждах. И последняя сцена, на вертикальных стенах, представляет собой группу музыкантов, которые сопровождают различных персонажей, распределенных по четырем сторонам.
Фрески комнаты 2 (Murales del Cuarto 2) связаны с двумя сценами: наиболее обширной является битва, занимающая восточную, южную и западную стороны. Следующая сцена, на севере, представляет подчинение и жертвоприношения пленников перед победителями. Есть всего примерно 139 человеческих фигур и 41 глифическое предложение.
Это то, что называют величайшей батальной сценой во всем искусстве майя. Комната 2 — самая большая из трех, что намекает на ее большее значение.
Фрески комнаты 3 (Murales del Cuarto 3) в отличие от предыдущих, изображают только одну сцену, составленную из различных групп персонажей. С восточной, южной и западной сторон это праздник, включающий жертвоприношения и танцы, а две группы зрителей занимают северный свод. Количество человеческих фигур достигает 69, а глифов — 20. Это сцена ритуального празднования победы в битве.
После изучения фресок в Храме Картин поднимаемся на самую верхушку Акрополя. Шаг за шагом преодолеваем ступеньки вверх, а достигнув вершины, любуемся диким лесом и холмами уже давно завоёванными сельвой. Странной формы деревья похожи на вазы из-за спускающихся с них увитых листьями лиан, стволы деревьев при этом совсем не видны.
Строения 4 – 8 (Edificios 4 – 8) - это небольшие постройки с майяским сводом скорее ритуального, чем жилого характера. Их нумерация ведется справа налево. Мы начинаем осмотр с первых встретившихся нам построек, то есть со Строений 8 и 7. Стены восьмого здания частично имеют оранжевую окраску, возможно, сохранившуюся с древних времен.
Переходим к следующему Строению номер шесть. Оно самое старшее из всего набора зданий. На его перемычке вырезано изображение правителя Чаана Муана I, правившего Бонампаком около 600 года нашей эры.
Заканчивают этот ряд зданий построенных на одной оси Строения 5 и 4. Примечательно, что строение 4 сохранило на крыше свой ажурный гребень. Нужно отметить, что в каждом сооружении находились какие-либо предметы ритуального характера, как то алтари, колонны и стелы.
На платформе, расположенной несколько выше за зданием 4, можно увидеть Строение 9 (Edificio 9), внутри которого находится простая стела с тонкой резьбой. Справа от него находится Строение 10 (Edificio 10), от которого остались только его стены.
(При описании достопримечательностей Бономпака использована информация с сайта https:// www.inah.gob.mx/).
Осмотрев все строения на пирамиде Акрополя, мы спускаемся вниз на Большую площадь. Время экскурсии подошло к концу, и нам нужно было направляться в сторону автобуса.
Проходя по Главной площади города, замечаем остатки здания. Это на плане значится как Строение 13 (Edificio 13), которое, как и здание 17, находящееся с противоположной стороны являются самыми длинными строениями на площади.
В завершение наших впечатлений на обратном пути на дереве, в густых зарослях мы увидели сидящую девочку. Иссини черные длинные волосы, полотняное белое платье. Это было как в сказке. Правда, увидев направленный на неё фотоаппарат, девочка прикрыла лицо руками. Уже возле автобуса меня привлекла внешность другой девушки продающей безделушки. Высокая, с крупными чертами лица, длинными черными, как смоль, густыми волосами. Она была истинным представителем индейского племени. Я очень жалею, что нет её фото.
Обратная дорога была такой же интересной. Водитель довез нас до автостанции АДО. Немец предупредил, чтобы в автобусе вещи мы держали при себе. Учтем, учтем эти пожелания :-(
Автобус уходил поздно вечером, и я на вокзале писала свой дневник. Андрюша купил водичку. Я была счастлива в этот день и благодарна Богу и судьбе за те эмоции и впечатления, которые испытала.


Предыдущая страница | Начало | Следующая страница



Copyright © 2009, Мои путешествия
Hosted by uCoz